Уход за недоношенными детьми


Биография

Родился в г. Харькове 15 октября 1960 г.
В 1983 г. окончил педиатрический факультет Харьковского медицинского института.

Трудовую деятельность начал в 1980 г. — медбратом отделения реанимации. С 1983 года работал в областной детской инфекционной клинической больнице города Харькова. До 1991 года — врач отделения реанимации, в течение последующих десяти лет — заведующий инфекционным отделением. С 2000 года вел консультативный педиатрический прием в частном медицинском центре, в 2006 году открыл консультативный медицинский центр — клиника Комаровского — «Клиником».

Кандидат медицинских наук (1996 г.).

Автор многочисленных научных трудов, в том числе монографии «Вирусный круп у детей», а также научно-популярных статей и книг, самая известная из которых — «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» — выдержала более 30 переизданий в России и Украине.

Евгений Олегович является автором и ведущим ряда телевизионных программ. «Школа доктора Комаровского», стартовавшая в марте 2010 г., трижды была удостоена премии «Телетриумф» и пользуется заслуженным доверием у телезрителей Украины, России, Казахстана, Молдовы, Израиля, Канады и других стран.

Библиография

  • Вирусный круп у детей. Клиника, диагностика, тактика терапии. Харьков, 1993.
  • Начало жизни вашего ребёнка. Харьков, 1996.
  • Начало жизни вашего ребёнка. Аудиокнига. Харьков, 2008.
  • Начало жизни. Ваш ребёнок от рождения до года. Книга+DVD. Москва, 2009.
  • Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников. Харьков, 2000.
  • Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников. Харьков, 2007. Переработанное и дополненное издание.
  • Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников. 2-е издание, переб. и дополн. Харьков—Москва, 2010.
  • Одноразовые подгузники. Популярное руководство пользователя. Харьков, 2002.
  • ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей. Харьков—Москва, 2008.
  • Дневничок. Наши заметки о нашем ребёнке. Харьков, 2008.
  • Книга от насморка: о детском насморке для мам и пап. Харьков—Москва, 2008.
  • Книга от кашля: о детском кашле для мам и пап. Харьков—Москва, 2008.
  • 36 и 6 вопросов о температуре. Как помочь ребёнку при повышении температуры тела. Харьков—Москва, 2008.
  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть первая. Рост и развитие. Анализы и обследования. Питание. Прививки. Харьков—Москва, 2009.
  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь. Харьков—Москва, 2010.
  • Маленькие сказки про ёжиков. Харьков, 2012.
  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть третья. Лекарства. Харьков—Москва, 2012.
  • Лекарственные средства в педиатрии. Харьков—Москва, 2013.
  • О прививках здравомыслящим и любознательным. 2014.
  • 365 советов на первый год жизни вашего ребенка. Харьков, 2018.

Книги «Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников» и «ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей» переведены на украинский и китайский языки. Книга «Начало жизни вашего ребенка» переведена на польский язык.

На сайте также доступен текст неизданной книги «Невідкладна допомога».

Авторские телепроекты

  • Школа доктора Комаровского. Интер, 2010—2013. Начиная с 2014 года проект осуществляется без поддержки каких-либо телеканалов и является полностью авторским.
  • Утро на Интере. Интер, 2012.
  • Неотложная помощь с доктором Комаровским. Интер, 2014.

О системе Комаровского и реальности

Здравствуйте, Евгений Олегович. Хотелось бы поделиться своим опытом «выращивания» детей по вашей системе и своими страхами и несостыковками с реальностью. Нашему ребенку сейчас 3 года 4 мес. С первого дня живем «по Комаровскому». В возрасте 2,2 ребенок пошел в детский сад, мама на работу из декрета вышла в 2,6. И вот пока мама находилась в декрете, удавалось реализовывать все ваши принципы и рекомендации. И все было прекрасно. Нужные параметры в комнате ребенка, прививки, не кутали, очень много гуляли и т.д. Но как только началась «нормальная» жизнь: мама и папа на работе 5 дней в неделю, живем в мегаполисе (Санкт-Петербург), то тут же обозначился главный недостаток ваших советов: их несовместимость с реалиями нашей жизни. И очень много полетело к черту, как только ребенок пошел в детский сад. Самый обычный детский сад, в котором нет увлажнителя, кондиционера, в группах по 25 детей, спальни не проветриваются, вентиль, которым регулируется температура, есть, но он намертво прирос и не крутится, да никто таких попыток и не делает, кабы чего не сорвало-трубы старые. С воспитателями воевать бессмысленно: не за свои же деньги они будут все это делать! Заведующая сообщила, что для замены труб надо сделать заявку, должны утвердить, внести в график, выделить деньги и т.д. Наш садик уже в графике, все выделили, утвердили и ремонт будут делать… следующим летом!!! Год ждать. На первом же собрании мы подняли вопрос об увлажнителе, мало того, что пришлось минут 30 упражняться в красноречии, объясняя что это за штука и зачем она нужна, когда убедили, следующий шаг: «Сан Саныч, давай червонец, керосинку покупать буду»…. и сумма-то смешная: по 200 рублей с родителя, так услышали вот что: «вы такие богатые-вы и покупайте», » дети через пару лет уйдут-и мы все это просто так садику оставим, другим детям?! нашим никто что-то ничего не оставил» и т.д. В результате увлажнитель и метеостанцию мы купили сами, решив, что семья не обеднеет от 3 тыс. Так что вы думаете, купить-купили, так кто-то же должен за ним следить, наполнять водой! И вот выяснилось, что воспитатели постоянно «забывают», нянечкам, работающим на 2 группы, это вообще не надо, в результате папа/мама каждое утро, приводя ребенка, проходит в группу и наполняет увлажнитель. На день его хватает. На следующий день заново. Кондиционер — ну это уж действительно шикарно покупать за свой счет, а со стороны родителей те же возражения (см. выше). С прогулками тоже проблема. В любую погоду гулять не получается, почти все мамашки против. Ну и естественно, воспитатель не оставит половину детей в группе без присмотра, а с другой половиной уйдет гулять. И вот теперь ребенок очень часто с соплями. Постоянно жалуется, что ему жарко спать в садике. Кстати, вопрос пребывания на улице — самый болезненный и самый нереализуемый, в том виде, как вы рекомендуете. В садике дети гуляют 3-4 часа в лучшем случае, и то при условии хороших погодных условий. Чтобы ребенок был на улице много времени, кому-то из родителей нужно оставлять работу! Мама в 7-30 уходит, отводит ребенка в садик, домой возвращается в 8 вечера, бегом за ребенком, в магазин, готовить ужин и т.д. Папа приходит вообще ближе к 22-00. И так всю неделю. Ну и где здесь прогулки??? Бабушки все живут в других городах. Вот и приходится маме проявлять ментальные качества — жертвенность, героизм — и в течение недели ложиться спать не раньше часа ночи, чтобы переделать все домашние дела и освободить выходные от дел, чтобы хотя бы в эти дни ребенок был на улице должное количество времени. И чем дальше, тем больше проблем с реализацией вашей рекомендации гулять. Вы часто обвиняете родителей в лени, что им удобнее и проще, когда ребенок дома у телевизора, чем идти с ним куда-то гулять. Дело далеко не только в лени! Вот мы, как я уже писала, живем в мегаполисе, и когда ты спускаешься в метро и каждый месяц на какой-либо станции видишь объявление : «внимание, пропал ребенок», когда в собственном подъезде девочку-второклассницу находят мертвой на стройке, изнасилованной гастарбайтером, то ты 100 раз подумаешь, какого ребенка ты хочешь: мертвого, но до этого здорового или пусть не сильно здорового, в соплях, но живого и невредимого, сидящего у телевизора в поле зрения. И очень многие так рассуждают: самим гулять нет возможности с детьми каждый день в нужном количестве, бабушек-дедушек нет, а отпускать одних — страшно. Дружить с нашим участковым врачом тоже не получается, постоянно лезешь на баррикады. Как дружить с врачом, который с тобой на «ты», не здоровается, приходя домой, постоянно ругает, что ребенок босиком и открыт балкон… Что-то ему доказывать и объяснять — зачем оно нам надо? При каждом малейшем насморке первая рекомендация — посидеть дома, на ноги носки, 3 дня не купать, не гулять. Чувствую, что при таком раскладе дел к окончанию садика ребенок из здорового превратится в ЧБД. Не знаю, может, это мы как-то неправильно все понимаем и делаем, но что-то совершенно со своими правильными взглядами на воспитание и лечение ребенка не можем вписаться в действительность. С уважением, Юлия.
опубликовано 06/09/2013 12:47 обновлено 04/06/2014 — Отчеты и «спасибы»

Автобиография

Никто из моих предков никогда не имел никакого отношения к медицине. И я не перестаю этому удивляться. Ибо мне очень-очень часто кажется, что стремление лечить заложено во мне генетически. Я почти уверен, что уже был врачом…

Но это всё из области подсознательного. Наяву же все вполне осознанно: дружная семья, папа-мама — инженеры, младшая сестра, любимая бабушка, дедушкины ордена, пионерское детство, очень средняя школа.

Мама моя, до того как стать инженером, окончила институт культуры и несколько лет работала библиотекарем. Последствия библиотечного образования мамы — огромная домашняя библиотека, культ книг и моя страсть к чтению, включая ночное — с фонариком и под одеялом.

На будущий выбор профессии повлияла, прежде всего, младшая сестра. Она родилась, когда мне было 10 лет, и чувство необъяснимой любви к ней, страха за нее до настоящего времени воспринимается мною как самое сильное эмоциональное потрясение детства.

К моменту окончания школы выбора уже не было в принципе: Харьковский медицинский институт, педиатрический факультет. Или вполне логичный альтернативный вариант — служба в Советской Армии.

При подготовке к вступительным экзаменам запомнилось ощущение того, что детство кончилось. А еще запомнились слова физика Петра Самуиловича (сейчас он профессор где-то в США): «Женя, у вас дурная привычка спать по ночам…».

Год моего поступления в институт — 1977 — был особенным. Накануне поменялся ректор, ходили слухи, что за взятки в приемной комиссии; по крайней мере, появились шансы на объективность при сдаче экзаменов. В дальнейшем это подтвердилось: две четверки — за сочинение и физику, и две пятерки — по химии и биологии. Я поступил!

Медицина

Студенческие годы вовсе не воспринимаются мною как самые лучшие и веселые. Как годы тяжелого труда — да. Ощущения: огромное количество бесполезной информации, маразм кафедры «истории КПСС», тошнотворность комсомольских и профсоюзных собраний, бросающаяся в глаза нелюбовь к своей профессии многих преподавателей, профессора, с трудом разговаривающие и по книжкам читающие лекции. И параллельно с этим — интеллектуалы, люди, любящие студентов и свое дело, радость приобщения к профессии.

Со 2-го курса я начал дежурить в больницах. Держал крючки хирургам, помогал медсестрам (не для денег, для себя).

Настоящая работа, уже за зарплату, началась после третьего курса и продолжалась до окончания института. Вначале — год медбратом в отделении реанимации детской дорожной больницы, а затем — в реанимации института общей и неотложной хирургии. Реанимация заставила по-новому посмотреть и на себя, и на медицину. 10 ночей каждый месяц в окружении настоящих врачей, осознание ценности получаемой информации, радость, когда кто-то пришел в сознание, значимость ошибок — людских и врачебных. Смерть… Дети, беременные 18-летние девочки, старики, алкоголики, здоровенные мужики.

Абсолютная норма, когда забыли даже сказать спасибо, и пронзительный крик: «Убийцы!» — крик женщины, которая четыре дня не обращалась за помощью и, по совету бабок, накрывала черной тряпкой бьющегося в судорогах трехлетнего мальчика…

К моменту окончания института детская реаниматология была для меня смыслом жизни. Это была настоящая практическая медицина, где многое надо было не только знать, но и уметь делать руками, быстро принимать решения. Медицина, где цена ошибки и цена нехватки знаний была эквивалентна человеческой жизни.

С 1983 года начал работать в областной детской инфекционной клинической больнице города Харькова. До 1991 — врач отделения реанимации, затем в течение десяти лет — заведующий инфекционным отделением.

К 2000 году закончились резервы моего терпения и способности к компромиссам по отношению к работе врача в рамках системы государственного здравоохранения. Тогда же расстался с родной больницей и начал вести консультативный педиатрический прием в частном медицинском центре. В 2006 году окончательно «созрел» внутренне и материально, после чего вместе с близкими друзьями создал клинику Комаровского — «Клиником».

В словах «Клиника Комаровского» главное — именно клиника. Клиника — это учреждение, в котором помимо лечебно-профилактической работы осуществляется образовательный процесс. Принципиальная особенность «Клиникома» — основным субъектом образования являются не врачи и медсестры, а самые обыкновенные мамы и папы, стремящиеся к осознанному родительству.

Идеология осознанного родительства, родительства как счастья, а не как подвига — это и есть стратегическая основа деятельности Клиникома, ну а тактическими инструментами образования являются сайт и социальная сеть, лекции и вебинары, книги и телепроекты.

Писательство

В 1993 году написал монографию «Вирусный круп у детей». Писал сам, без кафедр, для себя, для друзей. Старался, чтобы это легко читалось и было понятно. Получилось. К этому времени уже имелся приличный запас благодарных пациентов, так что удалось без особых проблем издать. В 1996 году за монографию получил ученую степень кандидата наук. Горжусь нетипичностью ситуации, ибо аналогов, когда практикующий врач-педиатр становится кандидатом наук таким образом, в нашей стране нет.

Полученные после выхода книги десятки писем и отзывов убедили меня в том, что писать я умею и имею на это моральное право. И с этого времени пишу практически постоянно.

«Начало жизни вашего ребенка» — первая популярная книга, 1996 год… Ее логическое продолжение — «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников», 2000 год. Десятки статей в газетах и журналах, книжка про одноразовые подгузники, огромная бумажная и виртуальная переписка. «Здоровье ребенка…» постоянно переиздается в России и Украине, дополняется новыми главами.

Создание «Клиникома» изменило всё самым принципиальным образом. Писать, когда у тебя есть реальные помощники, писать, когда рядом есть люди небезразличные и сопереживающие, — это ж просто удовольствие. Неудивительно, что за 8 лет существования «Клиникома» я успел намного больше, чем за предыдущие 15 лет (смотрите библиографию).

Почему я пишу? Прежде всего потому, что, несмотря на заверения многих ученых, остаюсь в уверенности: большинство детей рождаются на свет здоровыми. Здоровья их лишают родители и медицинские работники. Первые от безграмотности, вторые от страха перед безграмотностью. Неуемная фармакологическая помощь беременным, жуткий перегрев в роддомах, несвоевременное прикладывание к груди, эксперименты с питанием, тепличные условия, лечение всего и всегда.

Наша, отечественная, медицинская наука вообще и педиатрия в частности, претендуя на научность, все больше и больше теряет связь с реальной жизнью. Реалии эти не видны из профессорских кабинетов. А уж для заморских педиатров-советчиков наш быт, наш менталитет, наш образ мыслей, наши ответы на вопросы о том, «что такое хорошо и что такое плохо» — тайна за семью печатями. И никогда они нас не поймут, лишь бы мы сами это поняли и перестали надеяться на помощь, взаимопонимание и спасение.

С 1994 по 2014 год мною получено около 300 тысяч (!!!) писем: география — от Санкт-Петербурга до Южно-Сахалинска в границах СНГ плюс 89 стран мира, покоренных нашими женщинами. Все эти письма — от простых людей. Благодарности, просьбы написать, прислать, помочь, рассказать, ответить на вопросы. При этом около 2500 писем от врачей, 50 отзывов от ученых-профессоров-академиков и ни одного от медицинских чиновников.

Практикующие врачи, реальные обычные больные (не дети министров и олигархов) и ученые с работниками гор-, обл- и минздравов находятся на разных полюсах. Их пути не пересекаются почти никогда.

В результате:

  • подавляющее большинство родителей не имеет адекватной, доступной, удобной к применению информации касательно элементарных норм ухода за детьми, организации их быта и помощи при болезнях;
  • присутствует непонимание того факта, что в системе ребенок-его родственники-здравоохранение именно семья играет главенствующую роль в сохранении и укреплении детского здоровья;
  • логичное следствие — преувеличение роли медицины, гипердиагностика, избыточное лечение, базирующееся на боязни ответственности.

Отсюда моя главная цель: убедить вас в том, что быть мамой и папой — это не тяжкий труд, а счастье, удовольствие. Но при одном обязательном (!) условии — родители обладают необходимыми знаниями.

Ну а моя задача — не столько лечение детей, сколько обучение родителей. Решение поставленной задачи базируется на убежденности доктора Комаровского в том, что он может предложить всем членам семьи алгоритм действий, который будет прост, понятен, эффективен и, главное — легко выполним в рамках отечественной ментальности. Говоря другими словами, вместе мы имеем более чем реальные шансы вырастить здорового ребенка именно в нашей стране, с учетом нашей медицины, нашего образа жизни и наших материальных возможностей.

Телевидение

Первый раз был затянут «в телевизор» в 1992 г.: в разгаре эпидемия дифтерии, а все больные дифтерией дети как раз лечились в моем отделении — в общем, было о чем рассказать… В дальнейшем регулярно общался на самые разнообразные «околодетские» темы с многочисленными журналистами, ну а качественным эволюционным скачком стало появление авторского проекта «Школа доктора Комаровского».

Главный плюс телевидения — эффективность донесения информации. Опять-таки, по мнению многих женщин, телевизор редко ошибается, поэтому мамы скорей верят усатому дядьке из телевизора, нежели врачу высшей категории, кандидату наук и автору 15 книг…

Семья

Женился молодым и глупым после четвертого курса. До сих пор не перестаю удивляться, как это мне так с первого раза повезло! Учились на одном курсе. Катя (Екатерина Александровна) — тоже детский врач (окулист). Родила мне двух мальчишек — Дмитрия (1982) и Андрея (1988). Ребята уже совсем взрослые, самостоятельные, женатые и оба дружно стали папами в 2013 году. Так что именно в этом году доктор Комаровский стал дедушкой, и теперь имеет внука и внучку.

Живем в своем доме, теоретически вдвоем, но практически постоянно кто-то бегает — друзья, дети, внуки. Во дворе большой сад, елки, березки, два огромных дуба, каждому больше 100 лет. Нет огорода, но есть мангал, беседка, сауна, теннисный стол, баскетбольное кольцо, гуляют кот и собака.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: