Святая Троица что это постичь которую до конца довольно сложно


Эта статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. Троицын день.

Запрос «Сошествие Святого Духа» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Запрос «Пятидесятница» перенаправляется сюда; о иудейском празднике см. Шавуот.

День Святой Троицы
Эль Греко. «Пятидесятница»
Типхристианский, в ряде стран государственный
ИначеНеделя святыя Пентикостии, Пятидесятница, Троицын день, Троица
Установленв честь сошествия на апостолов Святого Духа в 50-й день по Пасхе
Отмечаетсябольшинством христиан мира
Дата50-й день (8-е воскресенье) по Пасхе, 10-й день по Вознесению
В 2020 году4 июня (католицизм) 22 мая (4 июня) (православие)
В 2020 году20 мая (католицизм) 14 мая (27 мая) (православие)
В 2020 году9 июня (католицизм) 3 июня (16 июня) (православие)
Празднованиебогослужения, фестивали, народные гулянья
Связан сПасхой и Днём Святого Духа
День Святой Троицы на Викискладе

День Свято́й Тро́ицы

(сокр.
Троица
),
Троицын день, Пятидеся́тница
[1] (греч. Πεντηκοστή),
Неде́ля Святой Пятидеся́тницы
[2][3], (греч. Κυριακή της ἁγίας Πεντηκοστής[4]), иногда
Духов день
[5][6] — один из главных христианских праздников.

Православные церкви празднуют День Святой Троицы в воскресенье в день Пятидесятницы

— 50-й день после Пасхи (Пасха — 1-й день). Праздник входит в число двунадесятых праздников.

В западнохристианской традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, или сошествие Святого Духа на апостолов, а собственно День Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье (57-й день после Пасхи).

В Новом Завете

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Шавуот) описано в Деяниях святых апостолов (Деян. 2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (десятый день после Его вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»

(Деян. 2:2-4).

В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и так как «каждый слышал их говорящих его наречием»

(Деян. 2:6), все пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и
«говорили: они напились сладкого вина»
(Деян. 2:13). В ответ на такую реакцию:

Троица у католиков

В отличие от людей православной веры, католики празднуют Духов день не на 50-ые сутки после Воскресения Иисуса, а на 57-ые сутки после этого Великого события. В 2020 году Троицу католики будут отмечать 11 июня. Это тоже воскресный день. В католичестве сошествие Святого Духа возведено в высший ранг церковных праздников и наделено статусом Божественного торжества. Фиксированной даты, как и в христианстве, не установлено, поэтому Духов день считается переходящим праздником.

Католики связывают Семик с определенным событием. Когда Святой Дух снизошел с Небес к апостолам, сияние его Божественного Света коснулось души каждого живого существа на Земле. Святого Духа ученики Иисуса узрели в образе пламени, которое имело гигантские огненные языки. Святой Дух еще раз указал апостолам праведный путь, следуя которому они смогут проповедовать учение Господа.

После описанного события ученики Христа обрели удивительный дар – они начали говорить на всех языках, которые ранее даже не слыхивали. Таким образом, учение Иисуса было донесено до абсолютно всех людей, живущих на Земле. Апостолы обращались к народу, призывая покаяться в грехах, что позволит получить спасение, сделать душу бессмертной и обрести Царствие Небесное. После этого ученики Христа совершали обряды крещения. В них принимали участие люди, которые уверовали в проповеди.

Название и толкование

Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога. Что пишет по этому поводу Иоанн Златоуст:

„И наполнил весь дом“. Бурное дыхание было как бы купелью водною; а огонь служит знаком именно обилия и силы. Этого никогда не случалось с пророками; так было только теперь — с апостолами; а с пророками — иначе. Например, Иезекиилю дается свиток книжный, и он съедает то, что должен был говорить: „и было“, говорит он, „в устах моих сладко, как мед“ (Иез. 3:3). Или еще: рука Божия касается языка другого пророка (Иер. 1:9). А здесь (все делает) сам Дух Святой и таким образом является равночестным Отцу и Сыну[7]

В день Пятидесятницы, по мнению епископа Александра (Милеанта), была образована вселенская апостольская Церковь (Деян. 2:41-47)[8].

В Новом Завете прямо не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция её присутствия на иконописных изображениях этого события основана на указании в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его»

(Деян. 1:14). По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: «
Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?
».

Как отметить Троицу

Официально Троицу отмечают с 381 года, когда был созван II Вселенский собор. У нас Троицу начали отмечать после Крещения Руси. В этот день наводили порядок в доме, а свои жилища украшали веточками березы, рябины и клена. Это символизировало процветание жизни и приход теплого сезона.

День Троицы считается официальным выходным. Завтра, 8 июня мы будем отдыхать. Всем желающим рекомендуют посетить службы в храме. Церковь символизирует Троицу как триединство Бога-Отца, Сына и Святого Духа. В народе же принято считать, что на Троицу хорошо начинать новую жизнь. Проведите этот день в кругу семьи и друзей за одним столом. Это не постный день, можно приготовить различные блюда, которые по душе. И не забудьте про традиционный каравай.

Также этот день хорошо провести на природе. Можно отправиться на прогулку в лес, собраться компанией на даче, устроить пикник в лесопарке. Вариантов море. Благо, погода способствует активному отдыху на свежем воздухе.

Богослужение

В православии


Троица (икона Андрея Рублёва, начало XV века)
Название в богослужебных книгах: «Неде́ля святы́я Пентико́стии»

(церк.-слав. Нєдѣ́лѧ свѧты́ѧ Пєнтико́стїи[2], греч. Κυριακή της ἁγίας Πεντηκοστής[4]) В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. Накануне, в субботу вечером служится праздничное всенощное бдение, на Великой вечерни которого читается три паремии: первая из них рассказывает о том, как Святой Дух сходил на праведников в Ветхом завете (Чис. 11:16-17 + Чис. 11:24-29), вторая (Иоил. 2:23-32) и третья (Иез. 36:24-28) паремии, по вере Православной церкви, являются пророчествами о сошествии Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу; впервые после Великого поста поётся на стиховне знаменитая стихира шестого гласа Царю небесный, которая повторяется ещё дважды после этого на утрене всенощного бдения; начиная с этого дня молитва Царю небесный становится первой молитвой обычного начала как церковных, так и домашних молитв. На утрене служится полиелей и читается Евангелие от Иоанна, 65-е зачало (Ин. 20:19-23); на утрени поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным. В сам праздник служится праздничная литургия, на которой читается Апостол, 3-е зачало (Деян. 2:1-11) и читается составное Евангелие от Иоанна, 27-е зачало (Ин. 7:37-52 + Ин. 8:12). После литургии служится девятый час и великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, во время вечерни трижды молящиеся во главе со священником совершают коленопреклонение — встают на колени, а священник читает семь молитв (первый и второй раз коленопреклонения иерей читает по две молитвы, а третий раз — три молитвы) о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «
во аде держимых
») — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.
Тропарь, кондак и задостойник в Неделю святой Пятидесятницы

На греческомНа церковнославянском(транслитерация)На русском
Тропарь праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ’)Εὐλογητὸς εἶ, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ πανσόφους τοὺς ἁλιεῖς ἀναδείξας, καταπέμψας αὐτοῖς τὸ Πνεῦμα τὸ ἅγιον, καὶ δι’ αὐτῶν τὴν οἰκουμένην σαγηνεύσας, φιλάνθρωπε, δόξα σοι.Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, и́же прему́дры ловцы́ явле́й, ниспосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную: Человеколю́бче, сла́ва Тебе́Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!
Кондак праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ’)Ὅτε καταβὰς τὰς γλώσσας συνέχεε, διεμέριζεν ἔθνη ὁ Ὕψιστος· ὅτε τοῦ πυρὸς τὰς γλώσσας διένειμεν, εἰς ἑνότητα πάντας ἐκάλεσε, καὶ συμφώνως δοξάζομεν τὸ πανάγιον Πνεῦμα.Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.
Задостойник праздника, глас 4 (Ἦχος δ’)«Χαίροις Ἄνασσα, μητροπάρθενον κλέος. Ἄπαν γὰρ εὐδίνητον εὔλαλον στόμα. Ῥητρεῦον, οὐ σθένει σε μέλπειν ἀξίως. Ἰλιγγιᾷ δὲ νοῦς ἅπας σου τὸν τόκον Νοεῖν ὅθεν σε συμφώνως δοξάζομεν»Ра́дуйся, Цари́це, матероде́вственная сла́во, вся́ка бо удобообраща́тельная благоглаго́ливая уста́ вити́йствовати не мо́гут, Тебе́ пе́ти досто́йно, изумева́ет же ум всяк Твое́ Рождество́ разуме́ти. Те́мже Тя согла́сно сла́вим.Радуйся, Царица, матерям и девам слава! Ибо никакие подвижные красноречивые уста, ораторствуя, не могут Тебя воспевать достойно; изнемогает и всякий ум, стремясь постигнуть рождение от Тебя Христа; потому мы Тебя согласно славим.

По русской традиции, пол храма (и домов верующих) в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями, а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа (в других православных Церквах употребляются также облачения белого и золотого цветов). На следующий день, в понедельник отмечается День Святого Духа.

В католицизме

Основная статья: День Святой Троицы (римский обряд)

В Католической церкви и в лютеранстве празднование Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) и дня Святой Троицы разделено, день Святой Троицы отмечается в следующее воскресенье за Пятидесятницей. В католической традиции праздник сошествия Святого Духа открывает так называемый «цикл Пятидесятницы». В него входят:

  • День Святой Троицы (воскресенье, 7 день по Пятидесятнице)
  • Праздник Тела и Крови Христовых (четверг, 11 день по Пятидесятнице)
  • Праздник Пресвятого Сердца Иисуса (пятница, 19 день по Пятидесятнице)
  • Праздник Непорочного Сердца Девы Марии (суббота, 20 день по Пятидесятнице)

Праздники сошествия Святого Духа и день Святой Троицы имеют в римском литургическом календаре высший статус — торжества. Цвета облачения священников в день Пятидесятницы — красные, в напоминание об «огненных языках», сошедших на апостолов; а в день Святой Троицы — белые, как и в другие великие праздники. В день сошествия Святого Духа служится две мессы по различному чину — месса навечерия (в субботу вечером) и месса днём (в воскресенье днём).

Боже, тайной сегодняшнего праздника Ты освящаешь Церковь Твою, в которую призваны все народы. Ниспошли всему миру обильные дары Духа Святого и соверши в сердцах верующих те чудеса, которые Ты сотворил в начале проповеди Евангелия. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков

— Коллекта мессы днём праздника Пятидесятницы

В некоторых восточноевропейских странах (Польша, Белоруссия) и в католических храмах России также существует традиция украшать храм ветвями деревьев (берёзы).

День Святой Троицы. Что надо знать о празднике?

День Святой Троицы, или Пятидесятницу, отметят православные христиане по всему миру 16 июня 2020 года, Sputnik вспоминает историю праздника и рассказывает о связанных с ним верованиях и приметах.

День Святой Троицы — один из наиболее почитаемых у христиан праздников, который своими корнями уходит в стародавние времена.

День Святой Троицы: краткая история праздника


© Sputnik Михаил Луханин

Как спасали мозаики мастеров Cеребряного века из варшавского храма

Троицу верующие всегда отмечают в 50-й день после дня Пасхи — Воскресения Господня, в 2020 году этот великий праздник выпал на 16 июня. В этот день верующие христиане вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов, описанное в Новом Завете. Чем же так значимо это событие для христианства и истории церкви?

Верующие считают, что после сошествия Святого Духа апостолы пошли к людям на проповеди — именно после этого христианская община стала очень быстро расти, а учение Иисуса начало набирать все большую популярность в народе. Поэтому День Святой Троицы также считают своеобразным «днем рождения» церкви — она берет истоки в описанном выше событии.

Сам Иисус Христос в Писаниях говорил: через его смерть и воскресение ученики его получат дар Святого Духа — он предсказывал это событие, уверены верующие христиане.

Церковь учит: в Пятидесятницу сошествие Святого Духа явило попечение всех лиц Бога о мире. Так, Бог-Отец творит мир, Бог-Сын искупает людей от рабства греху и дьяволу, а Бог-Дух Святой освящает мир через Церковь и проповеди. Не секрет, что догмат о Святой Троице — одна из основ христианства.

Исторически в Беларуси праздник Троицы называли «Семухов» — для наших предков этот день был очень важен и становился главным религиозным праздником в июне. Еще до прихода христианства в эти дни юные девушки плели венки из березовых ветвей и украшали их лентами — а чей венок вскоре зазеленеет, та и будет жить долго. Распространены были и гадания на день Троицы. После установления на наших территориях христианства этот обычай стал забываться.

Что нужно и чего нельзя делать на Троицу?


© Sputnik Егор Литвин

Уйду в монастырь: как живут монахини в Бобруйске

К празднику Троицы готовятся не только верующие, но и храмы: их принято украшать ветками березы, цветами, свежескошенной травой. Украсить так можно и свою квартиру. Подобные украшения символизируют природу и весну. К слову, принято считать, что именно после Троицы начинается настоящее лето.

Православные отмечают День Святой Троицы торжественно и пышно, а все хлопоты и заботы необходимо закончить еще до праздника. Принято на Троицу посещать вечернюю или утреннюю службу, а также проводить много времени со своей семьей.

Согласно учениям Церкви, в день Троицы нельзя думать о плохом, желать дурного близким или обижаться на кого-то. Верующие уверены: в этот день в мире происходит обновление.

Не стоит проводить на Троицу свадьбы и венчания — по возможности их нужно откладывать на другие дни. Нельзя на Троицу и купаться в реках или озерах — еще с языческих времен эти дни называли русалочьими: считается, что купания могут быть опасны.

Конечно же, нельзя на этот праздник и заниматься домашними делами — например, вышивать или прясть.

Сразу после Троицы у православных верующих начинается Троицкая седмица, или Седмица сплошная. В эту неделю можно есть непостную еду только в среду и пятницу, а учения напоминают: чревоугодие не поощряется. В первый день Сплошной седмицы не рекомендуют и работать — в этот раз праздник выпал на воскресенье, поэтому соблюсти предписания можно.

Как празднуют Троицу в Беларуси


© Sputnik / Виктор Толочко

Говорящие жесты и потемневшие лики: в НХМ учили смотреть иконы

Троицу верующие смогут встретить всенощным бдением в храмах Беларуси.

Пройдет в храмах и литургия Троицына дня, после чего служится Великая вечерня — молитвы в ней принято обращать к Триединому Богу. Впервые после Пасхи священники и прихожане на Троицу становятся на колени в церквях.

Из минских церквей Троице посвящены две — возле Всехсвятского храма-памятника и храм в Севастопольском сквере. Однако прийти в этот праздник верующие могут в любой из храмов столицы.

Иконография

Подробнее по этой теме см. Православная иконография Троицы.

Сошествие Святого Духа
(Евангелие Рабулы, VI век)

Купол Сошествия Святого Духа
собора св. Марка в Венеции. Огненные языки исходят от этимасии с голубем; ниже апостолов между окнами изображены представители разных народов

Сошествие Святого Духа
(икона из Святодуховского храма Новодевичьего монастыря, XVIII век)

Развитие иконографии праздника начинается с VI века, его изображения появляются в лицевых Евангелиях (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. Традиционно изображается Сионская горница, в которой согласно книге Апостольских деяний собрались апостолы. В их руки помещают книги, свитки или придают их пальцам благословляющий жест (исторически являющийся жестом оратора или проповедника[9]).

Традиционными персонажами сцены сошествия Святого Духа являются:

  • 12 апостолов, причём место Иуды Искариота обычно занимает не Матфий, а Павел;
  • иногда — Богородица (известна уже по миниатюрам VI века, затем исчезает в восточной традиции (сохраняясь в западной) и вновь появляется на иконах с XVII века)[10].

Пустое место между Петром и Павлом (в композициях без Богородицы) напоминает о присутствии духа отсутствующего на этой второй «Тайной вечери» Иисуса Христа[11]. Апостолы, как правило, располагаются подковообразно, что также близко иконографически к «Христу между учителями». Эту же композицию, связанную с переносом на плоскость традиционного изображения Сошествия в куполе храма, будут повторять изображения Вселенских соборов, поскольку их задача — выражать идею соборности, общности, отчётливым образом выраженную здесь[10].

«Сошествие Святого Духа на апостолов».
Архиепископская мастерская в Великом Новгороде. Рубеж XV—XVI веков.

В верхней части иконы обычно изображаются лучи света или пламени. Этот нисходящий огонь — основанный на библейском описании (Деян. 2:3) способ изображения сошествия Святого Духа, наряду с которым, особенно в западной традиции, может использоваться образ опускающегося голубя, перенесённый из описания Крещения Господня.

В нижней части, внутри подковообразной композиции оставлено тёмное пространство, обозначающее первый этаж дома в Иерусалиме, под горницей, где произошло событие. Оно может оставаться не заполненным, ассоциируясь таким образом с пустой гробницей Христа и будущим воскресением мёртвых либо с миром, ещё не просвещённым апостольской проповедью Евангелия. На средневековых миниатюрах здесь обычно изображались (вслед за подкупольными композициями) толпы народа из разных стран, бывшие свидетелями сошествия Святого Духа.[12] Позже их сменяет (изредка изображается вместе с ними[13]) фигура царя с двенадцатью малыми свитками на полотне. Существует трактовка этого образа как царя Давида, чьё пророчество о воскресении Христовом цитировал апостол Пётр в своей проповеди (Деян. ) и чья могила, как считается, расположена на первом этаже под сионской горницей. Менее распространены толкования его как пророка Иоиля, также цитируемого Петром, Адама, отпавшего Иуды (ср. Деян. 1:16) или Иисуса Христа в образе Ветхого Денми, пребывающего со своими учениками до скончания века.[14]

Современная греческая икона Пятидесятницы. На первом этаже показаны представители разных народов на празднике в Иерусалиме, во врезке — Давид и Иоиль с текстами цитируемых Петром пророчеств.

Традиционным, хотя и поздним толкованием является понимание царя как образа народа, к которому обращена евангельская проповедь и который представлен правителем.[10] В руках царь держит растянутое покрывало, на котором уложено 12 свитков, — они символизируют апостольскую проповедь (либо, по другому толкованию, совокупность народов империи). В связи с этим толкованием рядом с фигурой стала помещаться греческая надпись κόσμος — «мир»[15], по которой образ царя получил наименование «Царь-Космос»[16].

По мнению философа Евгения Трубецкого образ царя на иконе символизирует Космос (Вселенную). В своей работе «Умозрение в красках» он писал:

…внизу в подземелье, под сводом томится пленник — «царь космос» в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме. Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это — тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот[17].

Данная трактовка, основанная на расширенном толковании греческого слова «κόσμος», встречается и у ряда искусствоведов[18]. В церковной среде используется понятие Царь-Космос, но в значении мира (Вселенной), без трактовок, свойственных светской философии[19].

Народные традиции

В Италии, в память о чуде схождения огненных языков, было принято разбрасывать лепестки роз с потолка церквей, в связи с чем этот праздник на Сицилии и в других местах Италии называлась Pasqua rosatum

(Пасха роз). Другое итальянское название,
Pasqua rossa
, произошло от красного цвета священнических одежд Троицы[20].

Во Франции во время богослужения было принято дуть в трубы, в воспоминание звука сильного ветра, который сопровождал сошествие Святого Духа[20].

На северо-западе Англии в Троицу (иногда на Духову пятницу после Троицы) проводились церковные и часовенные шествия, так называемые «Духовские прогулки» (англ. Whit Walks)[21]. Как правило, в этих шествиях участвовали духовые оркестры и хоры; девочки были одеты в белое. Традиционно проводились «Духовские ярмарки» (иногда называемые «Троицкими элями»). С Троицей были связаны традиции варить пиво, танцевать мореску, устраивать сырные гонки и турниры лучников[22].

Согласно финской поговорке, если не найти себе пару до Троицы, весь следующий год останешься одиноким.

В славянской народной традиции день называется Троицей или Троицыным днём и отмечается как праздник либо один день (воскресенье), либо три дня (с воскресенья по вторник), а в целом период троицких праздников включает Преполовение, Вознесение, Семик, предшествующую Троице неделю, саму троицкую неделю, отдельные дни недели, следующей за троицкой, которые празднуются во избежание засухи или града или как поминки по нечистым покойникам (прежде всего четверг), а также Петровское заговенье. Троица завершает весенний цикл, и по прошествии следующего за ней Петровского поста начинается новый — летний сезон[6].

Подробнее по этой теме см. Троицын день.

См. также: Майское дерево

Пятидесятница на разных языках

От греч. Πεντηκοστή «Пятидесятница»
Латыньлат. Pentecoste (аналогично в большинстве западноевропейских языков)
Старославянскийст.‑слав. Пентикостія, Пятидесятница
БолгарскийПетдесетница
НемецкийPfingsten
ШведскийPingst
СловенскийBinkošti
(заимствовано из немецкого)
ВенгерскийPünkösd
(заимствовано из немецкого)
От лат. Rosālia, Pascha rosata «Праздник роз, розовая Пасха»
ИтальянскийPasqua rosatum, Pasqua rossa
НеаполитанскийPasca rusata
Греческийгреч. Ρουσάλια
РумынскийRusalii
АлбанскийRrëshajët, rrushajët
Древнерусскийдр.-рус. Рѹсалиѩ
От ст.‑слав. Троица
РусскийТроица, Троицын день
СловацкийTuríce
ВепсскийStroicanpäiv
МокшанскийТройця
МарийскийТройчын
УдмуртскийТрочинь
От «Дух»
СербскийДухови
ХорватскийDuhovi
МакедонскийДуховден
АмхарскийPäracliṭos
— от греч. παράκλητος «Утешитель (эпитет Святого Духа)»
От «Белое воскресенье» (по цвету одежд катехуменов)
АнглийскийWhitsun
— от
White Sunday
ВаллийскийSulgwyn
— от
(Dydd) Sul
«воскресенье» +
gwyn
«белый, святой, благословенный»
ФарерскийHvítusunna
ИсландскийHvitasunnu-dagr
Другое
ФинскийHelluntai
— от др.-сканд. hælgho dagher «святые дни»
ЛатышскийVasarsvētki
«летний праздник»
ЧешскийLetnice
ОсетинскийКæрдæгхæссæн
«перенос травы»

Католическая Церковь в Ялте


Вероучение Католической Церкви подчеркивает реальность существования Божественных Лиц, отличающихся истинно Друг от Друга.

Хотя Бог один, в Нем три Лица, которые реально отличаются между Собой. Значит, «Отец», «Сын», «Дух Святой» – это не только три разных имени, но реальные Лица.

Чтобы определить единство Бога и Его троичность, Церковь пользуется понятиями:

  • природа (или сущность, существо, естество),
  • лицо (иначе, личность или ипостась),
  • внутренние межличностные отношения.

По учению Церкви, в Боге природа (сущность, существо) одна, а Лица различаются реально между Собой только взаимоотношениями. «Все едино в Боге «там, где речь не идет о противостоянии отношения».» (Катехизис Католической Церкви, 255) Иначе говоря, все едино и обще в Боге за исключением соотношения Отца к Сыну, Сына к Отцу и Духа Святого к Отцу и Сыну.

Божественные Лица не различаются между Собой по Своей природе. «Отец есть То же, что Сын, Сын то же, что Отец, Сын и Отец то же, что Дух Святой, то есть единый Бог по природе». «Каждое из трех лиц есть эта реальность, то есть Божественная сущность, существо или естество».» (Катехизис Католической Церкви, 253) Есть только одно общее для всех Лиц Святой Троицы Божественное существо.

Когда Иисус сказал: «Я и Отец — одно» (Ин 10,30), Он имел в виду единую Божественную природу, которая обща и одна для всех Лиц Пресвятой Троицы. «Божественные Лица не разделяют единую Божественность, но каждое из Них есть Бог в целом.» (Катехизис Католической Церкви, 253)

Отец отличается от Сына и от Духа Святого не Своей Божественной природой, но тем, что Он ни от кого не рождается и не исходит. Только Отец рождает Сына, который ради нашего спасения стал человеком.

Сын Божий вечно рождается от Бога Отца и тем Он реально отличается от Него и от Духа Святого. Это единое различие. Ни Отец, ни Дух Святой не рождены как Сын. Святой евангелист Иоанн называет Сына Божьего Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1,1). В этом Слове Отец извечно и полностью высказывает самого Себя, то есть рождает Сына.

Веру Церкви в истинное Божество Сына Божьего, рожденного извечно от Отца, выражает Никео-Константинопольский Символ веры:

Верую «и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все сотворено.»

Дух Святой отличается от прочих Божественных Лиц тем, что Он исходит от Отца и Сына. Никео-Константинопольский Символ веры выражает это словами: «И в Духа Святого (верую), Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего; Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава». Дух Святой есть обладающая Своей личностью Любовь, Которой Отец любит Сына, а Сын – Отца.

Православная Церковь учит, что Дух Святой не исходит от Отца и Сына (на латинском языке Filioque), но от Отца через Сына. По учению Катехизиса Католической Церкви, эти два образа понимания исхождения Духа Святого, восточный и латинский традиции, не противоречат друг другу, но дополняются.

«Восточная традиция прежде всего отражает природу первопричины Отца по отношению к Духу. Исповедуя Духа как Того, Кто «от Отца исходит» (Ин 15,26), она утверждает, что Дух исходит от Отца через Сына. Западная традиция выражает прежде всего единосущное общение между Отцом и Сыном, говоря, что Дух исходит от Отца и Сына (Filioque). Она говорит это «согласно с законом и разумом», ибо извечный порядок Божественных Лиц в их единосущном общении подразумевает, что Отец есть первопричина Духа как «безначальное начало», но также, что как Отец Единородного Сына Он вместе с Ним составляет «единое начало, от которого исходит Святой Дух». Эта законная взаимодополняемость, если она не становится предметом обострения, не затрагивает существа веры в реальность той же исповедуемой тайны. (Катехизис Католической Церкви, 248)

Католическая Церковь верует, что рожденный извечно от Отца Сын получил от Него совершенно все, также и то, что Дух Святой может исходит от Него, как Он исходит от Отца.

«Латинская традиция Символа веры исповедует, что Дух исходит «от Отца и Сына (Filioque)». Флорентийский собор (1438) разъясняет: «Существо и бытие Святого Духа исходят одновременно от Отца и Сына, и Он вечно исходит от Одного и Другого как от единого начала и единым дыханием… И поскольку все, что у Отца, Отец Сам дал Единородному Сыну, рождая Его, – все за исключением Своего Отцовства, – постольку Сын само это исхождение Святого Духа от Сына вечно получает от Отца, от Которого же вечно рожден».» (Катехизис Католической Церкви, 246)

Отличаясь реально между Собой, Лица Пресвятой Троицы неразделимы, так как Они обладают одной единственной Божественной природой. Они – один Бог. «По причине этого единства, Отец всецело в Сыне, всецело в Святом Духе, Святой Дух всецело в Отце, всецело в Сыне».» (Катехизис Католической Церкви, 255)

Где Иисус Христос, Сын Божий, там присутствуют также Отец и Дух Святой. Эту тайну о неотделимости Божественных Лиц подразумевал Иисус, когда говорил: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин 14,11); «Я и Отец – одно» (Ин 10,30); «видящий Меня видит Пославшего Меня» (Ин 12,45).

Примечания

  1. Печатнов, 2020, с. 89.
  2. 12
    Триодь Цветная
  3. Настольная книга священнослужителя. Том 4. — Триоди постная и цветная — Святая Троица. Пятидесятница — Глава 2. Неделя Святой Пятидесятницы. День Святой Троицы. — C. 474.
  4. 12
    ΠΕΝΤΗΚΟΣΤΑΡΙΟΝ (недоступная ссылка)
  5. Катовiч, Крук, 2009, с. 105.
  6. 12
    Агапкина, 2012, с. 320.
  7. Иоанн Златоуст. Толкования на книгу Деяний святых апостол. Беседа 4.
  8. епископ Александр (Милеант) «Праздник Святой Троицы — день сошествия Святого Духа на Апостолов» День рождения Церкви. Архивная копия от 2 июня 2020 на Wayback Machine
  9. Дмитрий Марченко.
    «Рокерская коза» на православных иконах, или Что важно помнить о жестах в иконографии Архивная копия от 12 мая 2013 на Wayback Machine
  10. 123
    А.Моисеенков Иконография праздника Пятидесятницы. Как сошествие Святого Духа на апостолов изображалось в разные эпохи
  11. Alfredo Tradigo. Icons and Saints of the Eastern Orthodox Church. Getty Publications, 2006. С. 151. (англ.)
  12. Символизирующие апостольское свидетельство «до края земли» варвары и кинокефалы на армянской миниатюре XIII века
  13. Иконография изображения «Сошествие Святого Духа на апостолов»
  14. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота
  15. Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница, Троица)
  16. Кн. Е. Трубецкой. Умозрение в красках
  17. Игнашина Е. В., Комарова Ю. Б.
    Русская икона XI—XIX веков в собрании Новгородского музея. Путеводитель по экспозиции. — М.: Северный паломник, 2004. — С. 98.
  18. Протоиерей Николай Погребняк.
    Рождение Церкви Христовой. Заметки об иконографии Сошествия Духа Святого на апостолов (недоступная ссылка) // Московские епархиальные ведомости. 2003. № 4—5.
  19. 12Holweck F.
    Pentecost (Whitsunday) // The Catholic Encyclopedia. Vol. 15. New York: Robert Appleton Company, 1912.
  20. Whit Friday: Whit Walks Архивная копия от 9 мая 2008 на Wayback Machine
  21. ‘Feasts and Festivals’: 23 May: Whitsun Ales

Троица 2020: когда отмечают, что можно делать и чего нельзя

Святая Троица издревле отмечается на 50-й день после Пасхи, и по этой причине праздник часто называют Пятидесятницей. Поскольку дата Пасхи меняется каждый год, День Святой Троицы всегда отмечается в разные дни. Так, в 2020 году Троица празднуется в воскресенье, 7 июня.

Троица всегда занимала у наших предков отдельное место среди прочих православных праздников, и они готовились с особенным вниманием. Ведь Троица символизировала для них не просто великое чудо схождения Святого Духа на землю, но и обозначала границу между весной и летом, тем самым, становилась днем радости, красоты и возрождения. Правила и обычаи празднования Троицы формировались на протяжении почти семи веков — с тех пор, как в XIII веке День Святой Троицы стал православным праздником — и дошли до наших времен в первозданном виде.

© Sputnik / Владимир Песня

Храм Святой Троицы в Никитниках в Никитниковом переулке

Что можно и нельзя делать на Троицу

Однако же, там, где есть обычаи и нормы, всегда должны быть и запреты — в противном случае традиции не будут иметь силы над человеком. Так же и с праздником Троицы на Руси был связан длинный список примет и суеверий, о которых дальше пойдет речь.

На Троицу, как и на другие двунадесятые праздники, запрещалось выполнять сложную работу. Люди верили, что в День Святой Троицы земля встречает свой день рождения, а в день рождения, как известно, работа может подождать. Поэтому, наши предки на Троицу не рубили дрова, не работали в огороде и, в общем, старались себя не утруждать.

В противном случае, те, кто нарушали эти древние правила, рисковали очень многим: у пахаря могла погибнуть скотина, а у всей деревни градом и дождем могло уничтожить посевы. Похожим образом, у того, кто стриг шерсть, волки и другие хищники могли украсть овец, и так далее.

© Sputnik / Александр Поготов

Празднование Троицы в Ростове-на-Дону

И все же, времена меняются, и часто наша работа зависит не от нашего желания, а попросту необходима. Например, человек может работать на производстве, и заказ нужно сдать в сроки. На такие случаи запреты не распространяются.

Суть этой традиции не в том, что работа в День Святой Троицы недопустима сама по себе, а в том, что на Троицу человек должен задумываться о духовном и не позволять себе отвлекаться на второстепенные вещи. И при желании, каждый может найти свободную минуту, чтобы оторваться от мирской жизни, помолиться за себя и попросить Бога о прощении.

Можно ли на Троицу ходить на кладбище

В Святую Троицу не принято ходить на кладбище: поминать усопших можно до праздника, в Троицкую родительскую субботу. Причина в том, что праздник Святой Троицы олицетворяет жизнь, красоту и любовь, и в нем нет места для печали. Обязательно посетите церковь в этот день, ведь Троицкая служба считается самой сильной в духовном отношении и самой красивой.

© Sputnik / Виталий Денисов

Икона «Троица»

Можно ли купаться на Троицу

На Руси был запрет насчет купаний в Святую Троицу: люди верили, что все, кто пойдут купаться на реку или озеро, могут утонуть. Что важно, запрет на купания распространяется на всю Троицкую неделю. Мыться в бане можно, но только на четвертый день после Троицы.

Можно ли венчаться на Троицу

Однозначно нельзя. В народе убеждены, что браки, заключенные на Святой Троице, никогда не будут счастливыми. А вот свататься на Троицу не просто можно, а даже нужно — тогда семейная жизнь будет полна любви, взаимопонимания, и в семье будет много детей.

© Sputnik / Алексей Мальгавко

Празднование Троицы в городах России

Соблюдая все эти правила, не забывайте о духовной жизни. Ссоры, крики и слезы на Троицу недопустимы и, в общем-то, избегать отрицательных эмоций важно и остальное время. На Троицу нельзя сплетничать, завидовать и выражаться нецензурным языком. Старайтесь держать себя в рамках дозволенного, и Святая Троица вас обязательно вознаградит.

Народные приметы на Троицу

  • Если умыться росой на Троицу, можно продлить здоровье и сохранить красоту.
  • Травы, собранные на Троицу, имеют целебную силу. Их можно отварить и лечиться ими весь остальной год.
  • Ветку березы, срезанную на Троицу, нужно поставить на подоконник как оберег от злых духов.
  • Незамужним девушкам нужно быть приветливыми со всеми, чтобы скорее выйти замуж.
  • Нельзя купаться в этот день, иначе русалки могут утопить.
  • Если день выдался дождливый — будет много урожая и грибов.
  • Солнечная погода на Троицу — лето будет жарким и засушливым.
  • Радуга на Троицу — в доме будет счастье.

© Sputnik / Владимир Вдовин

Икона «Троица»

Гадания на Троицу

Так сложилось, что на Руси параллельно православию были свои древние народные обряды. Однако перед тем, как начинать ритуалы, помните, что православная церковь приравнивает любые гадания к колдовству, что считается большим грехом.

Самое распространенное гадание на Троицу — это плетение венков. Накануне Троицы девушки уходили в лес, и сплетали из верхушек молодой березы венок. Если на следующий день венок завял или развился — семейного счастья пока что ждать не стоит. А вот если он не увял — значит скоро будет свадьба.

Материал составлен по открытым источникам.

Литература

  • Троица / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 320–325. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Катовiч А., Крук Я.
    Летнiя святы. Книга 1. Навуковае выданне. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2009. — 368 с. — ISBN 978-985-6029-99-1. (белор.)
  • Пятидесятница / Печатнов В. В. // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2020. — С. 89-90. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]