Биография
Игоря Николаева любят миллионы слушателей. Исполнители, выбирающие его песни, становятся звездами. Автора шлягеров ценят коллеги, называя гордостью России, как Лариса Долина, уникальным явлением в искусстве – как Алла Пугачева, и просто гением, по оценке Филиппа Киркорова.
Певец и композитор Игорь Николаев
Жизнь композитора посвящена музыке, в ней находят отражение его мысли, переживания и контрасты.
Детство и юность
Российский певец и композитор Игорь Юрьевич Николаев появился на свет на Сахалине, в провинциальном городке Холмске, 17 января 1960 года. Отец Игоря был поэтом-маринистом и состоял в Союзе писателей СССР, одновременно с тем исполнял обязанности капитана судна, перевозящего грузы на дальние расстояния.
Игорь Николаев в детстве
Юный Николаев большую часть времени проводил с мамой, которая работала бухгалтером. Заработной платы едва хватало на продукты, но Игоря не пугала черта бедности, он много читал, занимался спортом и тяготел к музыке.
В молодости у Игоря обнаружились творческие способности. Мама отдала сына в сахалинскую музыкальную школу, где он сначала учился играть на скрипке. После окончания школы Игорь Николаев поступил в южно-сахалинское музыкальное училище, но уже через год покинул родной город, чтобы покорить Москву.
Игорь Николаев в молодости без усов
Музыка
Окончив учёбу в московском институте культуры, талантливый музыкант замечен Аллой Пугачёвой, которая пригласила его работать клавишником в вокально-инструментальный ансамбль «Рецитал», где он быстро переквалифицировался в аранжировщика. Первые песни, написанные Игорем Николаевым для Примадонны российской эстрады, становятся хитами, и, как сказали бы сейчас, взорвали рейтинги чартов.
Игорь Николаев в составе ансамбля «Рецитал»
Хитами 1980-х годов стали музыкальные композиции «Айсберг» и «Расскажите, птицы», которые принесли Игорю всероссийскую славу молодого, но уже известного и многоуважаемого композитора. Их напевала вся страна. С этих песен началась большая композиторская карьера Николаева.
Поворотным событием в творческой биографии Игоря Николаева стало участие в музыкальном конкурсе «Песня года – 1985», где прозвучали новые песни молодого композитора: «Паромщик» в исполнении Аллы Пугачёвой и «Комарово» в исполнении Игоря Скляра. Дебют обернулся для Игоря оглушительным успехом, надёжно закрепив его на вершине олимпа советской эстрады.
Игорь Николаев – «Мельница»
Игорь Николаев и сам замечательно поёт. Сольная карьера певца стартовала в 1986 году с собственной песни «Мельница», вошедшей в одноимённый альбом, получивший небывалую популярность. Затем последовали «Малиновое вино», «День рождения», «Выпьем за любовь», «Поздравляю».
Вскоре музыкант вместе с Аллой Борисовной гастролирует по Японии. В 1988 году Игорь Николаев впервые появляется на ежегодном музыкальном фестивале «Песня года» с собственной композицией «Королевство кривых зеркал», которая также безоговорочно становится народным хитом и является синглом одноименной пластинки.
Игорь Николаев – «Малиновое вино»
Через 2 года Игорь Николаев встречает начинающую певицу Наташу Королёву, с которой начинает плодотворно сотрудничать. Творческий союз быстро перерастает в дуэт. Популярные композиции «Такси», «Дельфин и Русалка», «Зимние месяцы» поёт вся страна. Совместный проект Николаева и Королёвой получил высокую оценку не только российских, но и западных слушателей. С программой «Дельфин и Русалка» участники дуэта выступили в стенах легендарного концертного зала «Мэдисон Сквер Гарден» в американском городе Нью-Йорк.
Творческая биография музыканта развивается в геометрической прогрессии. Каждая новая песня Игоря Юрьевича Николаева и новый альбом – это попадание «в десятку». Начиная с 1998 года композитор устраивает творческие вечера в концертном зале «Россия». Неизменно они проходят с большим успехом и транслируются центральными каналами страны.
Игорь Николаев – «Пять причин»
В начале миллениума Игорь Николаев выпускает новый диск под названием «Разбитая чашка любви». Спустя год, в 2001-м, он получает звание заслуженного деятеля культуры и искусств Российской Федерации. В этом же году Игорь Юрьевич удостоен премии «Золотой Граммофон» за новый музыкальный альбом «Пять причин».
Практически каждый год одаривает Николаева новой волной успеха в виде очередной награды в его внушительных размеров копилку достижений. В 2006 году популярный певец и композитор получает 2 ордена: Петра Великого первой степени и золотой орден «Служение искусству». В этом же году Игорь Николаев запускает в эфир Первого канала творческий проект «Две звезды», который вызывает огромный интерес и симпатию зрителей, с нетерпением ожидающих выхода нового выпуска.
Юлия Проскурякова и Игорь Николаев – «СМС»
Летом 2008 года в рамках всероссийского конкурса «Новая волна», проходящего в Юрмале, Игорь Николаев устраивает творческий вечер-концерт. На собственном бенефисе певец исполняет новый хит «Что-то в этом есть» в дуэте с юной певицей Юлией Проскуряковой, позже ставшей его третьей женой.
Автор песен, певец, композитор и аранжировщик Игорь Юрьевич Николаев продуктивно сотрудничает с видными деятелями в области российской и зарубежной эстрады. Его хиты исполняют артисты Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев, Лариса Долина, Ирина Аллегрова, Александр Буйнов, коллектив «Несчастный случай» и Алексей Кортнев.
Игорь Николаев и Ирина Аллегрова
На российской эстраде, в особенности среди артистов эпохи СССР, почти нет музыкантов, которые бы не сотрудничали с Николаевым. В числе иностранных звёзд поп-музыки, исполняющих песни, заказанные или приобретённые у российского композитора – сестры Rose и Синди Лопер (США), шведский певец Лиз Нильсон, японский музыкант Токико Като и другие.
Игорь Юрьевич также имеет контракты с популярными российскими поэтами-песенниками. Он написал музыку к стихам Николая Зиновьева, Леонида Дербенёва, Михаила Танича, Владимира Матецкого, Андрея Макаревича, Игоря Кохановского и даже Евгения Евтушенко.
Игорь Николаев – «День рождения»
Наряду с этим Игорь Николаев не раз входил в состав жюри музыкальных фестивалей и конкурсов, выходцы из которых – Людмила Соколова и Диана Гурцкая – впоследствии тоже исполняли композиции Николаева.
Творческая карьера
После учебы в институте, он получил приглашение работать в коллектив Примадоны «Рецитал». Там он играл на клавишных. В последующем он занял должность аранжировщика. Изначально его песни вызвали фурор у поклонников артистки, они быстро стали хитами, заняв верхушки рейтингов.
Это были композиции «Расскажите, птицы», «Айсберг». Они и прославили Николаева, как прекрасного композитора, который был уважаем коллегами и оценен по достоинству меломанами.
В 1985 году Игорь принял участие в конкурсе «Песня года». Алла Пугачева исполнили его песни «Паромщик», а «Комарово» прозвучало в исполнении И. Скляра. С той поры Игорю сопутствовал исключительно успех на просторах российской эстрады.
Помимо этого Николаев радовал сольным творчеством. В 1986 году он презентовал композицию «Мельница», которая вошла в альбом. С этого и начались его гастрольные туры по Японии. В 1988 году Николаев впервые выступил в рамках ежегодного фестиваля «Песня года» и представил песню «Королевство кривых зеркал», что стала народным хитом. В честь нее была выпущена одноименная пластинка.
В 1990 году Игорь Николаев стал сотрудничать с начинающей певицей Наташей Королевой. Так и появился дуэт «Дельфин и Русалка».
С 1998 года артист стал устраивать творческие вечера, которые проходили в зале «Россия». Они славились своим успехом, а потому их показывали по телеканалам страны. Тогда же Игорь выпустил диск «Разбитая чашка любви».
За работу в 2001 году Николаев получил звание Заслуженного деятеля культуры и искусств РФ. Тогда же певцу вручили премию Золотой Граммофон за альбом «Пять причин».
С 2003 года Николаев активно участвует в политике и является членом партии «Единая Россия».
В 2006 году певца наградили двумя орденами: «Служение искусству» и Петра Великого первой степени. Тогда же стартовал проект Николаева на Первом канале под названием «Две звезды». В 2008 году Игорь устроил творческий вечер в рамках «Новой волны» в Юрмале. Он презентовал новую песню с Ю. Проскуряевой «Что-то в этом есть».
Игорь Юрьевич активно сотрудничает с деятелями российской и зарубежной эстрады. Песни на авторскую музыку Николаева с успехом исполняют сестры Rose и Синди Лаупер, Лиз Нильсон из Швеции, музыкант Токико Като, представляющий Японию и др.
В 2020 году организовал концерт «Поэт в России – больше, чем поэт». Ныне певец активно сотрудничает со звездами эстрады российского шоу-бизнеса, занимает место члена жюри на «Новой волне».
Личная жизнь
Впервые композитор Игорь Николаев женился ещё во время учёбы на курсе музыкального училища Сахалина. В 1978 году Игорь Николаев впервые стал отцом. Первая жена Елена Кудряшёва родила ему дочь Юлию. В момент появления на свет дочери молодым спутникам жизни было по 18 лет.
Быстрое угасание отношений, завязавшихся в юношеские годы, стало вполне естественным развитием событий. Первая семья Игоря распалась. Позже композитор женился во второй раз, выбрав в спутницы жизни Наташу Королёву.
Игорь Николаев и Наташа Королёва
Произошло это в начале 1990-х годов, когда средства массовой информации написали об открытом романе гениального российского композитора и молодой, но подающей надежды украинской певицы Натальи Порывай, позже получившей от своего покровителя творческий псевдоним Королёва.
Яркая и богатая по тем временам свадьба состоялась в 1994 году. Брак официально зарегистрировали сотрудники московского загса дома у Игоря. Однако и этому союзу не суждено было длиться вечно. В 2001 году пара распалась.
Игорь Николаев и Наташа Королева расстались
Причиной развода, как позже рассказала сама певица, стал интерес Николаева к другим женщинам. После первой измены Королева дала супругу время на осознание ситуации и принятие решения. Прошел год, но ничего не изменилось. Наташа инициировала бракоразводный процесс, прошедший на глазах всей страны. Музыкант пытался вернуть супругу, делал громкие заявления со сцены, однако Королева осталась непреклонной.
Спустя 5 лет после расставания в интервью Игорь признается, что женщины, которые встречались ему в тот период, «являлись неким подобием Наташи. Желание повторить то сильное ощущение и ту эмоцию приводит к неосознанному поиску похожей на ту самую. Конечно, клонированных людей не бывает, но некое сходство можно отыскать».
Еще через 4 года у артиста появилась третья супруга Юлия Проскурякова, чьё сходство с Наташей Королёвой отметили и поклонники, и репортёры.
Людмила Порывай открыла тайны своих зятьев — Николаева и Тарзана
Ведущая шоу «Время обедать» Людмила Порывай заявила, что довольна вторым зятем. Хотя когда узнала, что он стриптизер, долгое время пребывала в шоке. «После композитора — стриптизер!», в ужасе вспоминает мама Люда.
Людмила Порывай очень любила Игоря Николаева. Хотя у него довольно сложный характер. Однако именно он предложил теще поехать в Майами и присмотреть за его дочкой Юлей. Она в это время получала образование в США. На предложение Людмила согласилась. Там женщина обручилась с Игорем Альпериным и нашла свое женское счастье. Между прочим, муж в России руководит пищевым предприятием, а в США имеет несколько ресторанов. «Идеальных зятьев не бывает. А я теща с большим стажем. Игорю Николаеву богом дан талант. Я не могла даже неправильно посмотреть на него. Будет сразу «Пусть мама идет в отель». Николаев оставил своей семье все, что было. Они с Наташей в однокомнатной квартире жили. Но дочка настояла на росписи. И они поженились. А Тарзан занимался тем, за что платят хорошие деньги. Я как теща упала в обморок, когда узнала, что он стриптизер. От знаменитого композитора до стриптизера. Но Наташа настояла, чтобы он закончил ГИТИС, вывела его в люди», — призналась Людмила Порывай.
- Поклонники восхищаются, как Игорь Николаев и Наташа Королёва сохранили отношения после развода
- Королёва рассказала, какая про них с мужем-стриптизёром появилась шутка
- Публицист Лато Лапса о президенте Латвии: «Он врет о своем гражданстве. Врет о своих родителях. О своих предках»
- Игорь Николаев с удовольствием отдыхает в Латвии
- Схватка цивилизаций
- В сети обсуждают увеличившиеся губы Наташи Королевой
- Наташу Королеву раскритиковали за дорогую маску
- Игорь Николаев надеется, что ему насчитают пенсию с большой надбавкой
- Наташа Королева поделилась, какой бизнес они потеряли с мужем из-за коронавируса
- Avia.pro: российская «Красуха» припугнула пытавшийся ставить помехи С-400 в Крыму французский корабль
- У кого есть право убивать безнаказанно?
- Игорь Николаев замечательно проводит время в Юрмале
- Наташа Королёва 20 лет помнит, как при разводе с Николаевым её поддержала Пугачёва
- Лепс призвал артистов не жаловаться на «нелегкое положение», посоветовал работать и предложил свою помощь
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
- Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки
- Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту
Или
Оставайтесь с нами. Добавьте нас в Ваши источники и подпишитесь на наши соцсети.
Яндекс Новости Google News МирТесен Яндекс Дзен Twitter Telegram Вконтакте Одноклассники Facebook Instagram
Игорь Николаев сейчас
Композитор и исполнитель на эстраде многие годы, обласкан вниманием прессы и любовью поклонников – сиди и почивай на лаврах. Но Игорь Николаев не из таких. Музыканту интересны современные тенденции. В 2020 году главный лирик российской сцены удивил публику коллаборацией с молодой певицей из Южно-Сахалинска Эммой Блинковой. Девушку знают в интернет-сообществе как Эмму М. Новый дуэт записал кавер-версию хита «Выпьем за любовь».
Эмма М и Игорь Николаев – «Выпьем за любовь» (премьера 2018 года)
В то же время медийное пространство всколыхнуло сообщение, что Игорь отказывается сочинять новые композиции для Ирины Аллегровой. Для «императрицы» российской эстрады Николаев написал два десятка песен, и каждая нашла отклик в сердцах слушателей, в том числе – «Странник», с которой началось восхождение артистки на олимп.
Музыкант подчеркнул, что как раз старый материал и представляет интерес, а если бы люди вдруг стали новыми, то появились бы и новые хиты. А так он уже сказал все, что хотел, да и на концертах просят спеть «из старенького». К тому же Ирина сотрудничает с молодыми авторами, которым найдется что предложить.
Игорь Николаев с дочерью
На творческом вечере Аллегровой в New Wave Hall исполнялись те самые «старые» николаевские «Свадебные цветы», «Младший лейтенант», «Глупый мальчишка», «Фотография 9х12».
Осенью вышла новая книга стихотворений Игоря Николаева под названием «Песни и артисты». Это не первое издание поэтических сочинений композитора. Сборник «Я люблю тебя до слез», опубликованный в 2015-м, посвящен родителям Игоря. В книгу вошли 200 песенных текстов, редкие снимки артиста и семейные фотографии.
Писатель Игорь Николаев
В декабре «Авторадио» представило праздничную песню «Новый год», записать которую Игорю Николаеву довелось в компании Кати Лель, Дениса Клявера, Александра Маршала и Виктора Рыбина. В шоу «Во весь голос», организованном для талантливых юных исполнителей из стран СНГ телеканалом «МИР 24», прошел творческий вечер российского композитора.
Николаев заинтриговал поклонников известием, что к новогодним праздникам готовит сюрприз вместе с другом и коллегой Юрием Антоновым. Фанаты тут же предположили, что это, видимо, будет дуэт.
Игорь Николаев с женой на премьере фильма «Непрощенный» в 2020 году
На официальном сайте Игоря расписан гастрольный график на первую половину 2020 года. Тур “ЛУЧШИЕ И НОВЫЕ ПЕСНИ #ВЫПЬЕМЗАЛЮБОВЬ” проходит по городам России и Беларуси. Однако Николаев нашел время, чтобы поприсутствовать на юбилейном концерте Аллы Пугачевой. Событие СМИ уже окрестили возвращением Примадонны на сцену.
Игорь Николаев: «Мы с Пугачёвой часто уезжали в „Африку“»
Автор-исполнитель Игорь Николаев, написавший десятки популярных песен и отмечающий 17 января 60-летие, в интервью АиФ.ru рассказал о том, какой новогодний подарок для него «приготовил» Путин, зачем он летает в Майами и какие факторы влияют на написание песен, а также о том, что петь стал от большой нужды, и о том, что они делали во время совместных поездок в «Африку» с Аллой Пугачёвой, Владимиром Кузьминым и Александром Кальяновым.
Владимир Полупанов, АиФ.ru: Игорь, перед Новым годом тебе присвоили звание народного артиста. Это для тебя что-то значит?
Игорь Николаев: В моём Instagram много похожих комментариев от разных людей. «Как?! — удивляются люди. — Мы думали, вам уже лет 20 назад дали звание народного». Меня даже на концертах в Кремлевском дворце ведущие несколько раз объявляли: «Народный артист России Игорь Николаев». «Зачем? — возмущался я. — Могли уточнить хотя бы». Когда в 60 его присваивают, это случай скорее курьёзный. Хотя всё равно безумно приятно. Документы подают многие, но не всем присваивают. Для меня это знак внимания человека, который подписал этот указ. Артисты между собой иногда делятся воспоминаниями о том, при каком главе государства получали звания: кто-то — при Ельцине, кто-то — при Горбачёве. А я очень доволен, что при Путине.
Статья по теме
«Выпьем за любовь!» Продолжите песню Игоря Николаева
Обычно не беру трубку, когда звонят с неизвестных номеров. Накануне Нового года прямо в аэропорту зазвонил телефон, и высветился неизвестный номер. Попросил водителя: «Спроси: „Кто?“» Он мне говорит: «Министр культуры». Я взял телефон, правда, оказался Мединский, который меня поздравил и зачитал указ. «Отличный новогодний подарок, большое спасибо», — сказал я. Приятно осознавать, что на весь остров Сахалин, откуда я родом, я единственный народный артист. Теперь и на малой родине перестанут спрашивать, почему я до сих пор не народный.
— В ноябре прошлого года ты побывал в родном Холмске. В такие места обычно приезжаешь с двумя чувствами: радостью от соприкосновения с родными местами, знакомыми с детства, и чувством горечи, потому что там десятилетиями мало что меняется. Это так?
— Обычно в таких случаях цитируют стихотворение Геннадия Шпаликова: «По несчастью или к счастью, истина проста: никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне».
Это всё понятно. Но с другой стороны, там есть тепло, которого больше нет нигде. Ощущение своей улицы, речки, в которой ловил рыбу в детстве, ни с чем не сравнимый запах. Я нанюхался всяких морей и океанов в своей жизни. Но в Холмске особый запах моря.
Когда я написал первую песню про родные места, — «Человек, влюбленный в Сахалин» — то был удивлен тем, как быстро она стала тотальным сахалинским хитом, хотя описывает мою личную драму. «Все его любили, а потом забыли, на земле остался он один», — ничего весёлого в этих строчках нет. Или: «Пусть в душе ненастье, но всё же верит в счастье человек, влюбленный в Сахалин». Поэтому мои земляки просили меня написать светлую песню. И недавно мы с поэтом Александром Вулыхом написали «Под Сахалинским небом», которая моментально стала популярной на острове. Очень рад, что теперь сахалинцы могут не грустить, а петь позитивную песню.
— Какие песни стали знаковыми в твоей судьбе?
— Каждая из первых песен переворачивала жизнь. Каждая по-своему. «Айсберг» была одной из первых, которую выпустили в журнале «Кругозор» в рубрике «По заявкам слушателей». «12 дней», исполненная Сашей Абдуловым, тоже вышла в «Кругозоре» и стала знаковой. «Пусть говорят» — дебютная песня Кристины Орбакайте, исполненная ею в возрасте 14 лет. С неё Кристина началась как певица. К категории знаковых относится и первая пластинка-миньон, где были изданы «Айсберг» и «Расскажите, птицы». Как ни странно, обе эти песни так и не вышли ни на одном альбоме Пугачёвой, только в сборниках. Большая пластинка-гигант «Счастья в личной жизни», где были «Сто друзей», «Две звезды», «Паромщик», тоже стала судьбоносной.
— На этом альбоме были одни хиты. Его выход сделал тебя состоятельным человеком?
— Нет, конечно. За пластинку «Счастья в личной жизни», тираж которой исчислялся десятками миллионов экземпляров, я получил 167 рублей. Тогда мне казалось, что это приличные деньги. Мои старшие коллеги, получавшие в советские времена хорошие авторские, Юрий Антонов и Михаил Танич, говорили мне: «Подожди, старик, вот-вот откроется кран. И на тебя прольется золотой дождь отчислений». Но кран все не открывался. Раньше была пословица: «О том, талантлив ли ваш папа, спросите у бухгалтера ВААПа». ВААП (Всесоюзное агентство авторских прав — Ред.) в 1991 году приказал долго жить, и «бухгалтера» не стало вместе с агентством. Авторскими правами стало заниматься РАО, но ситуация не изменилась в лучшую сторону. Все мои накопления, которые были на сберкнижке, куда-то испарились.
Игорь Николаев. 1988 год. Фото: www.globallookpress.com
Я видел своими глазами, как седовласые маститые авторы с грустью подходили к окошечку кассы РАО, ругались, стенали. И, ничего не добившись, уходили. С развалом СССР поменялись и традиционные институты зарабатывания денег. Я продолжал писать песни, становившиеся популярными: «Комарово», «Паромщик»… Но денег всё равно не было. В составе группы «Рецитал» продолжал ездить на гастроли с Аллой Пугачёвой. И однажды трубач Павел Жагун, на тексты которого были написаны «Стеклянные цветы» и «Сто друзей», сказал мне: «Игорь, надо что-то делать. Так больше продолжаться не может».
Было очевидно, что только сольные исполнители получают хорошие гонорары за концерты. И я предложил Жагуну: «Давай напишем песню для неизвестного артиста, ну типа меня. Кабацкую, народную». Первые две страницы моей трудовой книжки — это штампы сахалинских ресторанов: «Космос», «Океан», «Вечер», «Сахалин». Я знал, какая песня нужна людям, чтобы они принесли тебе «пятёрку» или «десятку».
— И такой песней стала «Мельница»?
— Да! На следующий день после первого эфира я не мог выйти из подъезда неузнанным. Машины я не имел, и люди в общественном транспорте шарахались от меня как от чумного. Как это так, он с нами в одном автобусе?!
— «Мельница» — одна из самых простых песен, написанных тобой. Как ты сам к ней относишься?
— А ты попробуй написать такую простую песню, чтобы публика на рефлекторном уровне подхватывала её с первых строк. «Степь да степь кругом», «Во поле береза стояла» — сложные или простые песни? Скорее простые. Но они совпадают с генетическим кодом народа, естественным образом появляются и живут в народе десятилетиями. Паша Жагун, сочиняющий сложнейшую поэзию, может написать и такую простую песню, в которой схематично разложена история человека: детство, отъезд из родного края и возвращение к старой мельнице. Вся жизнь перед глазами за три куплета, написанных простыми словами. Эта песня и последовавшие за ней «День рождения» и «Незнакомка» развернули мою жизнь на 180 градусов. Благодаря им я попал на первые места в хит-парадах не как композитор, а как исполнитель, и заработал первые приличные деньги.
Алла Пугачёва и Игорь Николаев. Фото: www.globallookpress.com
— Ты проработал с Аллой Пугачёвой 7 лет в составе «Рецитала», вы много лет дружите. Когда находишься в такой близости рядом с великой женщиной, «грань величия» в отношениях нивелируется?
— Несмотря на то, что мы знакомы с 1979 года (то есть две трети моей жизни), у меня не меняется к ней отношение. Я крестный отец её дочери, мы, можно сказать, родня. Но я никогда не перехожу на «ты». Не получается, не хочу, не вижу в этом потребности. И дело не в возрасте. Разница у нас всего 10 лет. С моим другом Сергеем Шакуровым, который старше меня на 18 лет, мы на «ты». А с Пугачёвой не могу. У меня сохранилась рефлексия 19-летнего мальчика, который пришел в коллектив Пугачевой, которая уже тогда была мегапопулярной артисткой. На моих глазах в конце 1979 года готовилась новая программа к Олимпиаде-80. Менялся репертуар. Появлялись такие сложные песни, как «Тише, прошу вас, тише» или «Я больше не ревную» на стихи Мандельштама. Я попал в такой креативный коллектив, который не просто исполнял песни советских композиторов, а экспериментировал.
Счастлив, что мне, по сути, пацану, доверили сделать аранжировку к песне Высоцкого «Беда». В исполнении Марины Влади это был вальс. А я сделал из неё медленную босса-нову. Придумал тему, которая звучала между каждым четверостишием вместо припева. У Высоцкого этого не было. Пугачева во время этих проигрышей осторожно передвигалась по сцене, словно по льду.
— С Высоцким удалось познакомиться?
— Высоцкого я видел один раз в жизни, — первый и последний — когда он пришёл на репетицию в Театр эстрады. Абсолютно не похожий на все рассказы о нём и его последних днях жизни: пьянстве и наркомании. Он хорошо выглядел: стильно и модно одетый, скромный, трезвый. Ему очень понравились моя аранжировка и проигрыш. Все его ждали на концерте, и он обещал прийти. Но, по трагическому совпадению, 25 июля 1980 года, в день премьеры, Высоцкого не стало. Был разгар Олимпиады, у людей был праздник. Все знали о его смерти, но со сцены нельзя было говорить об этом. Когда прозвучала его песня, не было аплодисментов. Возникла спонтанная минута молчания.
— Ты хоть раз ловил сам себя на плагиате?
— Глинка ловил себя на плагиате. Но при этом у него был известный афоризм, который мы заучивали во время учебы: музыку сочиняет народ, композиторы её только аранжируют.
Статья по теме
Игорь Николаев: артист, который побывал в гостях у князя Монако
— Основной массив твоих песен так или иначе про любовь…
— А у кого «основной массив» не про любовь?
— Но есть у тебя редкие исключения. Например, «Афганский ветер» на стихи Николая Зиновьева. Песня на злободневную в то время социальную тему войны в Афганистане. Это несвойственно тебе.
— Почему «несвойственно»? Мне свойственно всё, что вызывает отклик в душе. «Расскажите, птицы» тоже на социальную тему. Сейчас она даже актуальнее, чем когда я её написал. «Расскажите, птицы, времечко пришло, что планета наша — хрупкое стекло. Чистые березы, реки и поля, сверху всё это нежнее хрусталя…» В 1983-м её спела Пугачёва, спустя время — Батырхан Шукенов, потом — Дима Билан. И каждый раз она звучит по-новому и актуально.
«Афганский ветер» появился в 1988 году, когда уже была перестройка и якобы «гласность». Но все равно так нельзя было писать: «Не в сорок первом под Калугой, где холм высок, в восьмидесятом под Кабулом — лицом в песок». «Воронка… И ещё воронка… Сквозь лет разлом. Зачем стучишься, похоронка, в панельный дом?» Или: «И вот две тени появились среди рябин, на новом кладбище военном отец и сын. Сказал отец: „Хотел ты в космос, открыта дверь, одели в цинковый скафандр тебя теперь“».
Эта песня прозвучала в «Песне года-88», а потом её запретили. Знаю, Валера Леонтьев ходил в Министерство обороны и ЦК ВЛКСМ — органы, от которых зависела судьба песни. Но это не помогло, она всё равно была под запретом. Мне кажется, потому что она бередила раны людям, потерявшим близких на этой войне. «Одели в цинковый скафандр тебя теперь», — в этих строчках видели неуместную иронию.
— Ты как-то признался, что сбегаешь от плохой погоды в Майами, где у тебя квартира. И именно там, глядя на океан, пишешь песни. Там правда работается лучше, чем на родине? Насколько вид за окном влияет на то, какая песня в результате рождается?
— На меня влияет не вид за окном, а климат и уют внутри семьи. Видеть счастливые глаза маленького человечка (дочери Вероники — Ред.) для меня важнее любого океана. Я почти перестал летать в Майами. Езжу туда потому, что там живёт старшая дочь Юля. Мои дочери живут в разных странах и скучают друг по другу. Люблю всех своих девочек: жену Юлечку, дочку Вероничку и старшую дочку Юленьку. Хочется, чтобы все они проводили вместе как можно больше времени. Но часто не получается.
А вообще, Вероника родилась в Юрмале. Почти все лето мы проводим там, в нежарком климате, на берегу моря. Оттуда летом летаю на гастроли. Организаторам всё равно, какие билеты покупать: из Москвы или из Риги. Разницы в деньгах никакой. Для меня важен не океан, море или другой водоём. А чтобы семья была счастлива.
— Есть такие песни, от которых тебя тошнит? Свои, естественно.
— Такие песни можно найти в каждом альбоме. Но я никогда не жалел, что они были записаны. Я люблю все свои песни. И у каждой есть история и причина, по которой она была написана. Никогда не думаю: «А вот сейчас я напишу плохую песню». Зачем её писать, если заранее знаешь, что она плохая?
— Можешь рассказать историю создания песни «Две звезды»?
— В 1980-е у нас было нечто вроде тайного общества, в которое входили Алла Пугачева, Александр Кальянов, Владимир Кузьмин и я. Время от времени к нам присоединялись разные приглашенные гости. Но костяк был таким. Мы спонтанно уезжали в неизвестном направлении, чаще всего это было Подмосковье. Мы называли это «поехать в Африку».
— Почему в «Африку»?
— Это значит уехать куда-нибудь, подальше от всех. Каждый из нас по очереди находил такие места. Это могли быть дома отдыха и пансионаты, которые закрывались на зиму. Мы договаривались с руководством, и для нас специально открывали банкетный зал, куда мы привозили аппаратуру. Приезжаешь в какой-нибудь заснеженный пансионат, где ни души. А внутри — поляночка накрыта, аппаратура подключена. Сели, выпили, закусили, поиграли, попели. А потом поехали куда-нибудь кататься. Это такой кайф! И все очень ждали, когда будет следующая «Африка». Кстати, совместный альбом Пугачевой и Кузьмина «Две звезды» — это детище «Африки».
Мы могли с Аллой в 2-3 часа ночи поймать на Тверской грузовик и отправиться в съёмную квартиру на Алтуфьевском шоссе, которую мы снимали с первой женой. Она располагалась на первом этаже, и в ней почти ничего не было: ни телефона, ни холодильника. Зимой сетка с продуктами, вложенными в несколько пакетов (чтобы птицы не склевали), висела за окном. И при этом не было никакого комплекса нищеты и ощущения безысходки.
— Там и родилась песня «Две звезды»?
— Нет, в другой съёмной квартире на улице Новаторов в Москве. У нас была традиция отмечать мой день рождения по сахалинскому времени, то есть на 8 часов раньше, чем в Москве. Мы гуляли в ночь с 16 на 17 января в квартире, где с мебелью тоже было негусто. Но там были рояль, который служил нам ещё и столом, и ковер, на котором все лежали. Ранним похмельным утром я взял лист бумаги и написал весь текст начисто, без правок. Володя Кузьмин и Алла были у меня в гостях. И прямо за завтраком я сыграл им эту песню. А вечером этого же дня мы поехали в студию Пугачёвой в «Олимпийском» и записали её. Песня родилась в январе. А в феврале Пугачёва и Кузьмин поехали с ней на фестиваль в Сан-Ремо.
Статья по теме
Хорошо ли вы знаете песни Игоря Николаева? Тест
— Кому легче писать: себе или другому исполнителю?
— Мне всегда было интереснее писать песни кому-то, чем для себя. Так было всегда. Для себя я писал в последнюю очередь.
— Как будешь отмечать юбилей?
— Лет 10 назад я купил на DVD запись юбилейного концерта к 60-летию Элтона Джона в Madison Square Garden. Смотрел и размышлял: «Как может человек чувствовать себя в 60 лет, продолжая „рок-н-роллить“ на концертах: запрыгивать на рояль, надевать блестящие пиджаки и т. д.? Может, так вести себя неприлично в этом возрасте? Наверное, надо надеть смокинг и сидеть задумчиво за роялем, играя одним пальцем?» Это очень хороший концерт Элтона Джона, но я все-таки увидел там некую возрастную вялость. Возраст берет верх над духом.
В моём юбилейном концерте, который пройдёт 11 ноября, прозвучат 20 лучших песен, сделанных в новых аранжировках. Плюс 8-10 совершенно новых песен. Чтобы доказать прежде всего себе, что могу по-прежнему это делать. А чтобы новые песни были знакомы, их нужно записать и с лета начать знакомить с ними публику. Хочу их сделать так, чтобы они звучали современно и бескомпромиссно, без скидок на то, что мне 60. А старт продажи билетов на этот концерт начнётся 17 января, в день моего рождения.
— Сформулировал ли ты для себя основное правило жизни?
— Главное правило — Бог милостив. Он тебя всегда выведет на правильную дорогу даже из самой тяжёлой ситуации. У меня по этому поводу есть песня. «Если тебе не везёт в мелочах, не обижайся, не плачь. Это пройдёт. И бессмысленный страх, и полоса неудач. Будет всё хорошо. Будет губам от любви горячо. Всё хорошо, будет всё хорошо. Лишь бы жизнь продолжалась ещё. Если беда чёрной птицей к тебе вдруг постучится в окно, ты не сдавайся на милость судьбе, счастье придёт всё равно».