Карл Лагерфельд рассказал правду жизни в «карлизмах»


Гений Карла Лагерфельда

19 февраля мир лишился знаменитого модельера Карла Отто Лагерфельда. Этому человеку-символу целой эпохи модной индустрии было 85 лет и он прожил жизнь полную загадок и тайн, жизнь, в которой он бесконечно много работал, блестяще проявляя себя в разных сферах высокого искусства. Безумно талантливый, он 36 лет он возглавлял один из самых известных модных домов мира — Chanel.

О его удивительной творческой личности, в которой сочетались постоянное желание работать над собой, совершенствоваться, делать мир красивее и при этом, перевоплащаясь, неуёмно фантазировать…мы будем говорить в этой небольшой статье.

Ежегодно дизайнер создавал 2500 эскизов — примерно, семь моделей в день, которые выливаются, вы только подумайте, в 14 коллекций в год… такого трудоголизма, пожалуй, не было ни у одного модельера!

Однако его творчество не ограничивалось только разработкой одежды. Талантливый гений моды трудился над новыми ароматами парфюмерной линии, увлекался фотографированием собственных идей, которые воплощал в материалах и тканях. Основные три страсти Карла — духи, фотография и книги. При этом все рекламные компании Лагерфельд снимает самостоятельно и много времени проводит на фотосъёмках, правда фотографией он увлёкся уже в преклонном возрасте… Он любил рисовать карикатуры на скандально знаменитых личностей, придумывать сценарии дефиле, маскарадов и праздников: они не только развлекали его друзей и клиентов, но и способствовали известности самого Лагерфельда..

Ещё некоторое «мгновенье» назад, в январе 2020 года, состоялся его последний показ, он не смог присутствовать на шоу Chanel, ссылаясь на свою усталость, на поклон публике вышла его соратница Вирджини Виар, которая являлась соратником и другом Карла Лагерфельда втечение более 30 лет.

Вообще, слухи о том, что студийный директор бренда Виар заменит Карла на посту креативного директора, появились в 2020, когда Виржини начала выходить на поклон вместе с Лагерфельдом.

Поэтому сегодня совсем неудивительно, что генеральный директор Chanel Ален Вертхаймер доверил именно ей творческую работу над коллекциями, чтобы «продолжить наследие Габриэль Шанель и Карла Лагерфельда», — сказал он в сообщении.

В одном из своих интервью Карл Лагерфельд произнёс такие слова «Не говорите…я мог это сделать, если вы этого не сделали». По-моему, эти замечательные слова требовательного, прежде всего, к себе человека, определяли жизненную канву кутурье, стали отправной точкой его поступков и великих помыслов.

Давайте посмотрим, каков был жизненный путь этого человека, который, прежде чем изменить мир, изменил сам себя…

По словам самого Карла Лагерфельда, его дата рождения не определена, она расплывается от 1933 до 1938 года. Остальные моменты жизни его известны. Место рождения — город Гамбург в Германии.

Он появился на свет в состоятельной семье: его отец был бизнесменом и знал 12 иностранных языков, а мама прививала сыну изящные искусства и очень любила моду. Молодой человек имел возможность выбирать то образование, которое ему хотелось. А финансовое благополучие семьи давало возможность получить любое образование.

Карьера молодого немца развивалась бурно. Он учился в престижной школе при Синдикате высокой моды, где познакомился с одногруппником, другой будущей звездой европейской моды — Ив Сен-Лораном. Там начались те взаимоотношения, в результате которых, журналисты впоследствии назовут их «непримиримыми соперниками». Лагерфельд делал учебные коллекции, через год после начала курса выиграл свой первый конкурс молодых модельеров Fashion Design Competition, в 1955 Награжден Первой премией за дизайн пальто, сшитое из шерсти.

Лауреаты: в 1954 году 17-летний Лагерфельд (крайний слева) и 19-летний Ив Сен-Лоран (тре-тий слева) разделили первый приз на конкурсе Международного секретариата шерстяников.

Им было суждено определить моду второй половины века!

В 60-х годах приметы времени навели Карла Лагерфельда совсем на иные мысли, чем Куррэжа или, например, Кардена. Он сделал ставку на Pret-a-porter. Вместо того, чтобы взвалить себе на плечи собственный модный дом, Лагерфельд предпочел работать по найму, оставаясь свободным дизайнером. Словом, он двигался в направлении, прямо противоположном курсу Сен-Лорана. Но и не имея собственной империи, Лагерфельд все же стал «императором Карлом» — повелителем многих домов, которые процветали и благоденствовали под его творческим руководством. В первый раз он прославил себя и своих работодателей в «Хлоэ» в 1963 году. Проработав там двадцать лет, в 1993 году он ушел на несколько лет, но в 1997 году вернулся, чтобы вдохнуть новую жизнь в созданный им стиль «флирт-лук», бесподобно юный и женственный. Ему первому пришла мысль о нанесении принтов на кружевные и шелковые ткани.

В 1965 году в Риме Лагерфельдначал шить меховые коллекции для «Фенди». Наследница модного дома Сильвия Фенди вспоминала: «Когда Карл пришел в нашу компанию, я поняла, что произошло нечто особенное». Для Fendi Лагерфельд придумал концепцию «Fun Fur» — «забавного меха». Дизайнер решил, что не нужно обращаться с мехом как с драгоценностью: шубы под его началом стали шить из стриженого, бритого — или, наоборот, специально взлохмаченного — меха, зачастую еще и покрашенного в самые невообразимые цвета.

На фото: Карл Лагерфельд и Сильвия Фенди.

Из коллекции Fendi осень-зима 2016-2017 — кружево из мохера и меховые цветы! Вы только посмотрите, как удивительно красиво!

До конца своих дней он отвечал за все коллекции этого дома!

Но величайшим свершением «императора Карла» стало возрождение стиля Шанель. По иронии судьбы именно Карл Лагерфельд, который в 60-х годах утверждал, что высокая мода устарела, к концу 20 века являлся ее новатором.

В одной из статей о модельере New Yorker писал, что в 1983 году, когда Лагерфельд только пришел в Chanel, компания переживала не лучшие свои времена. Со смерти Габриэль (Коко) Шанель прошло больше 10 лет, но марка все еще была в затяжном кризисе и оставалась в памяти покупателей «чем-то вроде парфюмерной компании с несколькими магазинами одежды». Некогда знаковый для бренда — и придуманный, опять же, самой Коко Шанель — твидовый костюм с узкой юбкой к 1980-м превратился, по словам бывшего редактора французского Vogue Джоан Джулиет Бак, в «наряд для провинциальной женщины-политика средних лет». Лагерфельд смог это изменить.

Классический твидовый пиджак остался, но претерпел все возможные изменения: на него нашивали пайетки и жемчуг, он становился то короче, то длиннее, на подиуме его демонстрировали то с джинсами, то с велосипедными шортами, то и вовсе со спортивными штанами. То же происходило с придуманной в 1955 году стеганой сумкой на цепочке — Chanel 2.55. Ее продолжили выпускать — но в самых разных цветах и из разных материалов. Благодаря Лагерфельду знаковая для бренда сумка с каждым годом становилась дороже (к примеру, в 2010 году она стоила меньше трех тысяч долларов, в 2020 — почти семь тысяч).

Неудивительно, что Дом Шанель осаждают в первую очередь американки. Ведь именно у Лагерфельда впервые — узкое вечернее платье, такое популярное и сегодня (это отдаленная реминисценция на платья для коктейля, созданные Коко в 30-х годах), каждый раз выглядит по-новому.

Настоящим признанием таланта Карла стала моментальная продажа коллекции Lagerfeld во времена сотрудничества дизайнера с компанией H&M. Модели были раскуплены в первые часы после открытия фирменных магазинов.

Свой знаменитый образ — длинные собранные в хвост волосы, большие темные очки, серебряные украшения, кожаные митенки, узкие брюки или джинсы, приталенный пиджак и бутылочка диетической «Кока-колы» — Лагерфельд придумал еще в 1980-х. Этот образ стал и объектом поклонения, и поводом для шуток, и очередным способом капитализации бренда, точнее, всех трех брендов, которыми руководил модельер. Но всегда Карл неуклонно следовал однажды выбранному своему курсу: «Меня интересует только мое собственное мнение», — заявлял мэтр в интервью, он никогда не спорил с толпой журналистов, такая возможность для них была исключена…

О Карле Лагерфельде много пишут в эти дни, тщательно смокуя его личную жизнь и былые привязанности… Сам модельер не любил разговоров о своей личной жизни: «В моём возрасте говорить об этом неприлично», — открыто заявлял он.

На мой взгляд, судить о человеке такого масштаба мы не имеем права: его гений слишком много оставил миру в наследие! Сколько раз он мог уйти под звуки громких аплодисментов, он уже был и знаменит и его талант шокировать публику многократно был признан во всём мире, но он каждый раз вновь и вновь уверенно шёл видимым только ему путём, он всегда чувствовал все тенденции и грядущие перемены и в моде и в обществе…

«Я терпеть не могу дни рождения, — заявлял Карл Лагерфельд. — Я не праздную прошлое. Мне больше нравится настоящее и будущее».

Он всегда был, прежде всего, самим собой, он сам себя «сделал», работая над своим имеджем, он испытывал чувство счастья вообще от возможности просто работать, поэтому, отсекая всё лишнее, не «разбрызгивал себя по мелочам». Одна из самых популярных цитат модельера гласит: «Ты должен заниматься тем, что делает тебя счастливым. Забудь о деньгах или других ловушках, которые принято считать успехом. Если ты счастлив, работая в деревенском магазине, работай. У тебя всего одна жизнь». Так верно!

Своих ровесников он считал скучными и претенциозными, о женщинах без вкуса говорил, что они безвкусны даже в дорогих платьях. Он не умел быть двуличным и всегда смело высказывал то, что считал необходимым…особенно о неразвитом чувстве вкуса… Если у вас есть деньги, то что мешает вам развить своё понимание прекрасного?

И всю долгую жизнь легендарного немца окружали прекрасные и экстравагантные женщины, многие из которых стали для него источником вдохновения: Кара Делевинь, Кристен Стюарт, Инесс де ля Фрессанж, Кира Найтли… По просьбе Лагерфельда бренд в разные годы рекламировали супермодели Линда Евангелиста и Клаудиа Шиффер, актрисы Джулиана Мур, Николь Кидман, Лили-Роуз Депп, а так же известные музыканты. Ролики бренда снимал как сам кутюрье, так и знаменитые режиссеры, например, Баз Лурман.

Кира Найтли в рекламе Шанель:

Как и многие люди из модной индустрии, он поклонялся молодости и всем ее приметам: свежести и упругости кожи, худобе. Карл Лагерфельд считал, что природные недостатки обязательно нужно исправлять «Никому не нужны эти ваши «натуральные» женщины!» —восклицал модельер.

«Тело должно быть совершенным, — проповедовал кутурье — А если оно несовершенно — сядьте на диету». Он знал, о чем говорил: ему удалось похудеть на 40 килограммов, и о том, как этого добиться, модельер рассказал в своей книге «Диета Карла Лагерфельда». Она вышла в 2002 году и была посвящена тому, как модельер за 13 месяцев сбросил значительный вес — по его собственным словам, ради того, чтобы носить костюмы Dior Homme, созданные дизайнером Эди Слиманом. Но даже при такой мотивации он выбрал свой способ похудения: и так было в любой, кажется, мелочи…

Однако у Карла всё же была страсть, он не лишил себя возможности быть нежным и заботливым. Однажды манекенщик Батист Джабикони принёс ему бриманскую кошку, её зовут Шупетт и Карл для неё стал «папочкой Карлом». Для своей очаровательной воспитанницы он завёл аккаунт в Инстаграм, в котором рассказывал о ежедневных кошачьих заботах и жизни любимицы: окружённая папочкиной заботой, голубоглазой красавице в белой шубке прислуживали две горничные и она имеет уютные отдельные аппартаменты (комнату) в его парижской квартире, которую Лагерфельд сам и оформил с искренней отцовской любовью.

Пожалуй, единственной из женщин, он прощает ей все «преследования» и следует её капризам: купил несколько ошейников с бриллиантами, она дважды попадает на обложку модных журналов (есть сведения, что Шупетт «заработала» 3 млн. долларов) … но «папочка Карл» ещё при жизни вписал ее в свое завещание (сколько именно получит Шупетт, пока неизвестно). Он создаёт для своей подопечной легко узнаваемый собственный бренд с гламурной коллекцией модных аксессуаров. И здесь он творит! И здесь вновь раскрывает ещё одну сторону своего многогранного таланта художника — дизайнера. Действительно, если человек талантлив, то он талантлив во всём!

Еще при жизни Лагерфельда его называли человеком-машиной и человеком-брендом, человеком-космополитом и человком-символом, но как бы его ни называли, он, прежде всего, Творец; он сотворил невероятно красивую историю и ушёл, чтобы навсегда остаться её частью…

Карл Лагерфельд и доктор Удре, первая встреча

Встреча назначена на бульваре Фландрен, неподалеку от ворот Дофина, в 16-м округе Парижа. Гомеопат, фитотерапевт и диетолог Жан-Клод Удре принимает великого кутюрье в своем белом кабинете, заполненном произведениями искусства.

Карл садится напротив врача с пышными, завивающимися на концах темными усами. Первое общение проходит весело. «Он сказал мне: „Здравствуйте, доктор, я был пациентом вашего предшественника“. Я ответил: „Да, конечно. Впрочем, ваша медицинская карта сохранилась“», — рассказывает доктор Удре.

Затем Карл Лагерфельд внимательно смотрит на него сквозь темные очки и спрашивает, знает ли он, с кем имеет дело. «Мне стало немного стыдно, на самом деле я путал его с другим человеком, который шил одежду, — признается врач. — Тогда я говорю ему: „Послушайте, я знаю, что вы — великий кутюрье, но я, по существу, вас не знаю…“».

Тем не менее Карл не обескуражен и не разочарован. Он не спеша все объясняет врачу. «Он начал мне рассказывать о своей юности, — вспоминает Удре. — Сказал, что родился в Северной Германии, что его мать была человеком интересным, с богатым воображением, но одновременно была очень строгой и в детстве обращалась с ним как со взрослым. Потом рассказал мне, почему приехал в Париж… По истечении получаса он спросил меня: „А вы, кто вы такой?“ Тогда я сделал то же самое, я минут десять рассказывал ему о своей жизни».

Карл Лагерфельд прерывает встречу. Он желает подумать, прежде чем принять решение. Врач удивлен этим визитом, похожим скорее на дружескую беседу, чем на консультацию. «Умный, опытный, а значит, недоверчивый. Он понимал, что необходимо взаимное расположение и доверие к человеку, которому, возможно, придется лечить его», — объясняет Жан-Клод Удре.

Что вдохновляло великого Карла: любимые книги Лагерфельда

Книги всегда были страстью великого кутюрье и уступали разве что худым моделям. Лагерфельд признавался, что его коллекция насчитывает около 300 000 экземпляров! А до того, как в 2000-х годах Карл продал половину книг на аукционе Christie’s, их было вдвое больше.

Самого Лагерфельда не раз спрашивали о его литературных предпочтениях. Список внушителен: в нем и русская классика («Война и мир» Л.Н. Толстого была первой книгой, которую модельер прочитал на французском языке), и труды немецких философов. Кутюрье читал 2-3 часа в день, предпочитал прозе поэзию и на дух не переносил современную литературу.

«Песнь о Нибелунгах»

Многие дети учились читать по сказкам Барто, Андерсена или Шарля Перро. Но только не Лагерфельд. «Сказкой», которая заинтересовала маленького Карла, стала суровая поэма «Песнь о Нибелунгах» – эпос о древних проклятиях, отчаянной любви и кровопролитных войнах. Сам он вспоминал об этом так: «Я прочел «Нибелунгов» еще в детстве. У меня было прекрасное иллюстрированное издание Юлиуса Шнорра, и мне стало очень интересно, о чем шла речь в книге. Мама сказала: «Тогда ты должен научиться читать!» и запретила всем помогать мне. А мне было всего пять лет! Так и пришлось научиться читать самому – очень хотелось узнать, о чем же книга».

Томас Манн «Будденброки»

Неудивительно, что после такого детского опыта Лагерфельду не составило труда осилить русскую и французскую классику и взяться за Томаса Манна. Его выбор пал на «Будденброков» – увлекательную сагу о нескольких поколениях клана немецких коммерсантов. «Будденброков» модельер прочел в юношестве и признавался потом, что это единственный роман, который он прочитал взахлеб. Именно за него Томас Манн в 1929 году получил Нобелевскую премию по литературе.

Стихотворения Эмили Дикинсон

Эмили Дикинсон – американская поэтесса 19 века и один из самых загадочных авторов мировой литературы. Из тысячи восьмисот написанных ею стихотворений при жизни Эмили в печати оказались менее десяти. По словам поэтессы, мысль о публикации была чужда ей, «как небосвод – плавнику рыбы». Около двадцати лет Дикинсон практически не покидала своего дома и носила только белые одежды, за что получила прозвище «белой затворницы». Первое собрание ее стихотворений вышло лишь после смерти поэтессы в 1890 году. Произведения Дикинсон отличаются глубоким психологизмом, короткой строфой и необычной пунктуацией. Лагерфельд всегда выделял Дикинсон и говорил, что ее поэзия для него «превыше всего».

Вирджиния Вулф «Орландо»

Еще одна женщина, сыгравшая немалую роль в жизни и творчестве Лагерфельда – Вирджиния Вулф. В 1970-е годы британская писательница была центральной фигурой феминизма «второй волны». Несмотря на то, что она стала известна в основном благодаря женским психологическим романам («На маяк», «Миссис Дэллоуэй»), Лагерфельд восхищался ее дневниками и сатирическим романом «Орландо» . Молодой человек Орландо, который первую часть своей жизни прожил мужчиной, а вторую – женщиной (да еще и застал несколько эпох!), – любимый литературный герой кутюрье.

Джордж Сантаяна «Чувство красоты»

Раннюю работу испанского философа Джорджа Сантаяны Лагерфельд называл своей Библией. Книга составлена на основе лекций Сантаяны по эстетике, которые он читал в Гарварде. Лагерфельд читал первое издание 1906 года на английском языке – на французский «Чувство красоты» никогда не переводили. Главное правило, которое закладывал в свои лекции Сантаяна – уметь находить в каждой вещи тот неуловимый момент, который делает ее особенной. Такого же принципа придерживался всегда и сам Лагерфельд, когда создавал свои уникальные коллекции.

Большая часть книг находится в парижской квартире мэтра на набережной Вольтера. Лагерфельду понадобилось два с половиной года, чтобы воплотить в жизнь интерьера своей мечты: стекло, металл и бесконечные стеллажи с книгами. Говорят, у модельера был даже подиум, чтобы доставать до верхних полок!

С тем, что 300 000 книг для одного человека многовато, Лагерфельд соглашался сам. Но не окружать себя книгами не мог, и в 1999 году открыл в Седьмом округе Парижа свой магазин с символичным названием Librairie 7L. Магазин расположен недалеко от Лувра и сам представляет собой маленький музей. Стильные витрины, ассистенты, больше похожие на моделей, и редкие книги: по дизайну, моде, архитектуре и фотографии. На коллекционных изданиях стоит фирменный знак 7L – это значит, что их выпуск Карл контролировал лично. Но и магазина неугомонному моднику было мало: Лагерфельд создал собственный издательский дом, а потом даже выпустил духи с запахом типографской краски. Они называются «Paper Passion» и продаются в коробке в форме книги. «Красивая бумага, − замечал Лагерфельд, − является самой роскошной вещью для меня. Я без ума от нее почти на физическом уровне. Существует нечто чувственное в прикосновении к идеальной бумаге».

Четыре года назад модельер сам стал героем книги. Стейси Кордуэлл и Айири Аки придумали своего рода иллюстрированный путеводитель по миру моды – главная героиня, блогер Флоренс бегает по редакциям, светским показам и вечеринкам и везде ищет Карла Лагерфельда, чтобы взять у него интервью. Книга так и называется «Где же Карл?» (Where’s Karl?). Главная изюминка – прекрасные цветные иллюстрации, на которых вы встретите всех модных crème de la crème: от Анны Винтур и Александра Маккуина до Вуди Аллена и Ким Кардашьян. Сейчас эта книга приобрела символическое значение, превратилась в своеобразный прощальный поклон модельера. Так где же Карл?

Чем болел Карл Лагерфельд, новости: личная жизнь известного модельера

Карл заявил, что на полных представительниц прекрасного пола никто из мужчин даже смотреть не хочет. Он говорил, что такие женщины могут только сидеть перед телевизором целыми днями, есть чипсы и обсуждать стройных моделей.

За некоторые свои выражения Карлу даже приходилось извиняться. Так, семь лет назад была такая ситуация с известной исполнительницей Адель. Карл заявил, что она слишком толстая, хотя отдал дань ее волшебному голосу.

В другом интервью Лагерфельд раскритиковал в пух и прах русских мужчин, отметив, что в большинстве те «истинные уроды». Зато дал России кутюрье назвал самыми красивыми в мире. К этому мэтр моды отмечал, что на месте русских девушек предпочел бы нетрадиционную сексуальную ориентацию.

Еще одно его громкое и не слишком красивое заявление затронуло детей. Модельер заявил, что отцовство является последним, чего бы ему хотелось. Он заявил, что ненавидит детей, так, как является н семейным человеком.

Цитаты дизайнера всегда становились мгновенно популярными, ведь их сразу переписывали все модные издания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: