Марина Зудина. Жена. История любви @Центральное Телевидение


Марине Зудиной — 54. Как живет после смерти Табакова и почему оставила театр

В сентябре 2020 года Марине Зудиной исполнится 55 лет. Два года назад она стала вдовой, когда из жизни ушел Олег Табаков, с которым они прожили вместе почти 35 лет.

«Раньше представлялась: «Это Марина Зудина, жена Олега Павловича». Я гордилась тем, что была его женой. Теперь просто говорю: «Это Марина Зудина»», – рассказывала актриса.

К чему еще приходится привыкать Марине Зудиной на новом этапе жизни?

Все сложилось волшебным образом

Когда Марине Зудиной было 16 лет, ей удалось осуществить свою мечту – поступить в ГИТИС на курс Олега Табакова. Тогда девушка еще даже не успела сдать выпускные экзамены в школе, но уже с успехом преодолела конкурсный отбор, получив на вступительных пятерки.

«Видимо, такой невероятной силы была убежденность, что мечта – учиться у Табакова – сбудется. Хотя если трезво разобраться в той цепочке случайностей, понимаешь – произошедшее из разряда невозможного. Все сложилось волшебным образом», – вспоминала актриса.

Марина Зудина признается, что только Олег Табаков мог вот так нарушить правила и принять даже без аттестата. Он во многом повлиял на формирование Зудиной не только как актрисы, но и как личности. По воспоминаниям актрисы, в студенческие годы в Табакова были влюблены все: космическая влюбленность, по определению самой Зудиной, не прошла и мимо нее.

Фотография с личной страницы Марины Зудиной в Instagram @marinazudina_official

Начало их отношений актриса характеризует как «взрыв эмоций». Поженились Зудина и Табаков спустя 10 лет, а еще через 20 лет – обвенчались. В программе «Судьба человека», когда муж еще был жив, актриса рассказывала:

«Я до сих пор понимаю дистанцию между нами. Быт не сократил дистанцию. Я все равно ощущаю его масштаб. Олег Павлович – тот человек, который меня ни разу не разочаровал».

В семье родились двое детей: в 1995 году сын Павел, а в 2006 – дочь Мария.

Путь из кино в театр и обратно

Карьера Марины Зудиной в кино началась в 1984 году, когда она снялась в фильме «Ещё люблю, ещё надеюсь». Затем была картина «Валентин и Валентина», где актриса сыграла одну из главных ролей. Фильм полюбился зрителям, Зудина вспоминает о ворохе писем, которые ей писали фанаты. Про участие в этом проекте актриса говорит, что именно там она сыграла саму себя.

Фотография с личной страницы Марины Зудиной в Instagram @marinazudina_official

Сейчас в ее фильмографии 40 фильмов. Среди них: «После дождичка в четверг», «Благородный разбойник Владимир Дубровский» и «Есенин».

Долгое время Марина Зудина позиционировала себя исключительно как театральная актриса, но теперь постепенно возвращается в кино. Одной из ее последних работ стала роль в сериале «Содержанки», первый сезон которого снял режиссер Константин Богомолов. Прежде у Зудиной с Богомоловым уже были совместные проекты, но в театре.

В свои 54 года актриса находится в прекрасной форме.

«Я считаю, что у нас в принципе такая профессия, которая обязывает держать себя в форме. Но для роли я специально ничего не делала. Просто мне кажется, если ты настроена на работу, то организм сам понимает, что ему надо. То есть не бывает такого, что я не держу себя в форме, а перед какой-то работой надо в эту форму резко войти», — делится она секретами красоты.

Фотография с личной страницы Марины Зудиной в Instagram @marinazudina_official

Сейчас Марина Зудина больше уделяет внимания кино, хотя раньше, по ее собственному признанию, главным для нее был именно театр.

«Я не рассматривала театр как место работы, для меня это была огромная часть жизни в связи с тем, что Олег Павлович был руководителем двух театров. Тогда мне в театре было интересно все, сейчас же я не могу этого сказать. В принципе, я наигралась – в хорошем смысле, так что пауза вполне закономерна», – говорит она.

Начинать с нуля – хорошо для профессии

После ухода Олега Табакова из жизни, с театром сложились непростые отношения у его сына. С 2020 года Московским театром Олега Табакова руководит Владимир Машков. Павел Табаков покинул оба театра – и МХТ, и Табакерку по собственному желанию из-за того, что политика нового руководства ему не понравилась.

Фотография с личной страницы Марины Зудиной в Instagram @marinazudina_official

Худрук МХТ, Сергей Женовач, не продлил сотрудничества и с Константином Богомоловым, в новом проекте которого была занята и Марина Зудина. Теперь актриса будет играть на сцене одного из главных театров Москвы, только если в его репертуаре останутся старые спектакли с ее участием.

На такие изменения в ее театральной карьере и в карьере сына Марина Зудина реагирует спокойно, не устраивая скандалов. Дочь Мария, по утверждениям звездной мамы, пока не проявляет интереса к актерской профессии.

«Наступает другая жизнь, где учусь заново. И я должна быть в этом достойным и сильным человеком. Я давно не снималась, стала сниматься. Я начинаю с нуля, но это хорошее свойство в профессии. Мне интересно теперь жить, осознавая многое заново», — говорит Зудина.

Фотография с личной страницы Марины Зудиной в Instagram @marinazudina_official

Комментарии

24

31

Пространство Олега Табакова

Жизнь Олега Павловича со стороны кажется необыкновенно удачной. Он был великим актером, создал два замечательных театра, любил, родил прекрасных детей. И при этом всегда производил впечатление очень радостного, легкого и счастливого человека. Я только раз видел его недовольным и растерянным — когда ему предложили возглавить МХТ. Скажите, он действительно был от природы легким, радостным, счастливым или это была маска?

Марина Зудина: Слово «недовольным» неточное — он осознавал, что взваливает на себя груз ответственности за МХТ. «Табакерка» в те годы была среди самых успешных театров. Мы много гастролировали, все молодые, талантливые артисты стремились работать у нас — так же, как и успешные режиссеры.

Я тоже очень непросто отнеслась к тому, что он возглавит МХТ. У нас семья, театр, Олег Павлович ректор Школы-cтудии МХАТ — и вдруг возникает еще что-то, с чем придется делить его любовь и заботу! Я очень хотела второго ребенка, но после того, как Олег Павлович взвалил на себя ответственность за Московский Художественный театр, рассталась с этой мыслью почти на пять лет. Понимала, что эмоционально должна быть с ним.

Имидж счастливого человека Олег Павлович не создавал, а таким был. Он любил жизнь во всех ее проявлениях, был в хорошем смысле слова очень земным. Вы назвали меня соратницей, но я скорее была женщиной, которую он любил. Потребность любить и быть любимым тоже определяла его ощущение жизни. Для него была очень важна семья, но соратница, мать его детей — все это стояло после любимой женщины. И это многое о нем говорит.

В его жизни были очень сложные периоды, но он не углублялся в неудачи и поражения, а шел дальше. Он был созидающим человеком и получал от этого огромную радость. В последние годы жизни он, случалось, говорил, что ему тяжело и МХТ надо оставить. Эти разговоры я не поддерживала, потому что не была уверена, что для него это правильно. Да и его слишком любили в МХТ, чтобы отпустить. Само его присутствие в театре было гарантом стабильности.

Он был настоящим хозяином, ему было надо созидать и строить. И я не могу назвать никого другого в театральном мире, кто бы оставил после себя столько всего реального. Даже если мы вынесем за скобки учеников, актерские работы, создание театра и новые имена в режиссуре, то останется очень много материального. Это и театр на Чаплыгина, и его новое здание на Сухаревской, и мастерские на Ижорской, и колледж, построенный на месте общежития, где в свое время жили Женя Миронов, Сергей Газаров, Володя Машков, другие наши артисты. На месте двухэтажного дома построили шикарное здание, где бесплатно учатся дети со всей страны. Он мечтал об этом много лет. Это памятник в Камергерском переулке Станиславскому и Немировичу. Памятники Володину, Розову и Вампилову — он считал, что эти драматурги дали старт многим артистам, помогли им состояться.

Реконструкция Московского Художественного театра, мастерские, построенные в его дворе. Квартиры для сотрудников. Новая сцена МХТ, которую он построил на частные деньги. Филиал МХТ, постройки которого добился Табаков. Правда, новый руководитель почти сразу отказался от этого здания. Сцена строилась один в один, как мхатовская, с такими же параметрами и техническими характеристиками. А помимо сцены в этом здании планировались квартиры для сотрудников, репетиционные помещения, репетиционные залы, декорационные склады… Что ж, для меня главное, что Олег Павлович был счастлив, когда строил филиал. Он понимал, что в Москве будет еще одно прекрасное театральное здание.

Что Олег Павлович не принимал в людях, деле, общественной жизни?

Марина Зудина: Его отношение к артистам и режиссерам зависело от их таланта, ни характер, ни умение быть приятным роли не играли. Он мог увлечься чьей-то актерской индивидуальностью, но если понимал, что человек не развивается и результаты оставляют желать лучшего, расставался. В обоих театрах он выстраивал рабочие отношения, а их качество зависело от того, надежные это люди или нет, одна ли у них «группа крови». Приближенных не было вообще. Круг друзей у него был достаточно узкий, чаще всего это были люди бизнеса, политики или друзья его молодости.

Олег Павлович любил повторять: «Смысл жизни в том, что она на тебе не заканчивается»

Олег Павлович совершенно не выносил сталинизма, категорически не принимал любые формы насилия над человеком. Я познакомилась с ним еще в 1982-м, в советские времена, и даже тогда у него было мироощущение свободного человека. Никто не мог разогнать весь курс и заново набрать студентов — а он мог. Талантливого человека он мог сразу принять на третий курс. Он раздвигал границы возможного и ни на кого не оглядывался.

Олег Павлович создавал пространство, в котором было радостно, и люди к нему тянулись. Он понимал, что мир несовершенен, но мир вокруг себя он менял. И люди, которые были рядом с ним, становились лучше. Мы, его ученики, при жизни Олега Павловича были им «подсвечены», словно прожектором, как вышедший на сцену артист.

В последние годы руководства Ефремова МХТ был в трудной ситуации. Олег Павлович создал прекрасный театр — был ли он сам доволен результатами?

Марина Зудина: Олег Николаевич Ефремов любил социальный театр, он был режиссер-гражданин. А Олег Павлович любил театр как зрелище и источник эмоций. Но при этом Олег Павлович всегда считал Ефремова своим учителем, очень его ценил. Олег Николаевич — один из немногих руководителей, кто приглашал в свой театр сильных, талантливых режиссеров. Олег Павлович тоже этим отличался. Порой он приглашал эстетически несовместимых режиссеров, и они комфортно ощущали себя в Художественном театре Табакова. Он умел доверять, порой снимал неудачные спектакли, но никогда их не переделывал, всегда поддерживал новое. Олег Павлович никогда не забывал, что МХТ начинался как театр современной драматургии. Он и сам был очень современным человеком и даже в 80 лет был способен освоить современный актерский язык, отказавшись от всего наработанного.

Что его поддерживало в последние годы?

Марина Зудина: Наша дочь Мария была для него неким аккумулятором. Он ее безмерно любил, и я даже шутила, что теперь я от всего застрахована, «потому что младше Машки не найдешь». Мария заполнила его эмоциональное пространство очень сильно. Конечно же, я с сыном, близкие друзья и, безусловно, любовь всех, кто работал в двух его театрах. Еще он любил повторять: «Смысл жизни в том, что она на тебе не заканчивается».

«Мама, мы сильные! Мы справимся!»

— Марина, безусловно, не могу не спросить вас и о другом назначении — известного режиссёра Сергея Женовача на должность художественного руководителя МХТ им. Чехова.

— Сергей Васильевич был одним из первых режиссёров, которого Олег Табаков позвал поставить спектакль в Московский Художественный театр им. Чехова. Это была «Белая гвардия» по пьесе Булгакова. Сперва Олег Павлович планировал делать эту постановку в «Табакерке». У нас было очень хорошее распределение ролей: Андрей Смоляков, Виталик Егоров, Михаил Хомяков, Денис Никифоров и я. Женовач сделал своё распределение. Из рекомендаций Табакова назначил только Александра Семчева на роль Лариосика, а всех остальных актёров выбрал сам.

Вопрос-ответ

Кто такой Сергей Женовач? Я очень хотела, но так и не сыграла Елену в «Белой гвардии». Однако это не помешало мне полюбить спектакль и оценить работу режиссёра и артистов, в том числе прекрасной
Натальи Рогожкиной, которая и сыграла Елену Тальберг. Она замечательная там была.
Я «Белую гвардию» потом смотрела несколько раз, а для моего сына Павла это был один из самых любимых спектаклей.

После «Белой гвардии» Олег Павлович неоднократно предлагал постановки Сергею Васильевичу. Но он ставил в Малом театре и сосредоточился на своей студии. Я это говорю к тому, что Табаков очень ценил режиссёрский талант Женовача. Более того: единственной рецензией, которую Олег Павлович написал в своей жизни, была небольшая статья о спектакле Женовача «Владимир III степени» — настолько эта постановка Табакову понравилась.

Поэтому, буду ли я нужна новому художественному руководителю МХТ им. Чехова или не буду нужна, моя симпатия от этого к нему не изменится. О Сергее Васильевиче Женоваче могу сказать только добрые слова и пожелать ему удачи.

А что касается меня… Моя дочь мне очень правильно сказала: «Мама! Мы сильные! Мы справимся, мы будем жить дальше, и папа нам будет помогать». И я в это верю.

Марина Зудина – муза Олега Табакова

Марина Зудина родилась в Москве 3 сентября 1965 года в семье журналиста Вячеслава Зудина и учительницы музыки Ирины Зудиной. В раннем детстве Марина с родителями три года провела в Инте, куда после университета направили её отца. РИА Новости / Марина Зудина в 1988 году.

Актриса признается, что в детстве никто не видел в ней никаких талантов. У девочки не было ни слуха, ни голоса. Поэтому девочку довольно долго не хотели брать ни в какие кружки. РИА Новости / Олег Табаков и Марина Зудина. 1998 год.

Но в старших классах Марина начала задумываться о карьере актрисы. Причем, она хотела обучаться мастерству только у Олега Табакова. Поэтому к поступлению в ГИТИС девушка подошла со всей серьезностью. Она пошла на занятия с фониатром, развивала низкий регистр, потому как у нее были проблемы с голосом. РИА Новости / Марина Зудина. 2010 год.

На студентку Марину Зудину Олег Табаков обратил внимание. Он отметил, что она способна глубоко работать над ролью и был уверен, что из девушки получится хорошая актриса. РИА Новости / Константин Хабенский и Марина Зудина во время спектакля «Чайка». 2011 год.

Курс Табакова и Леонтьева Марина Зудина окончила в 1986 году. РИА Новости / Марина Зудина с сыном Павлом. 2011 год.

Будучи студенткой, Марина Зудина уже успела сняться в нескольких фильмах. Одна из первых ролей – Валентина в картине «Валентин и Валентина» Георгия Натансона. РИА Новости / Марина Зудина и Михаил Барщевский. 2011 год.

В это же время Марина Зудина сыграла еще в нескольких картинах. Среди них: «Еще люблю, еще надеюсь…» Лырчикова, «Личное дело судьи Ивановой» Фрэза, «После дождичка в четверг» Юзовского, «По главной улице с оркестром» Тодоровского. РИА Новости / Сергей Безруков и Марина Зудина. 2013 год.

В прессе про Марину писали, что ей удается лучше всего играть героинь с лирическими характерами, не просто хороших, а красивых. РИА Новости / Марина Зудина. 2013 год.

После ГИТИСа Марина Зудина пошла работать в Театр-студию Олега Табакова. Первые шесть лет актрисе не везло. По ее мнению, ей не хватало каких-то осмысленных ролей. Тем не менее, она сыграла Таню в спектакле «Кресло», Ровенну в «Билокси-блюзе», Свету в «Крыше». РИА Новости / Марина Зудина. 2014 год.

Роман Марины Зудиной и Олега Табакова начался в середине 80-х годов. Тогда Олег Павлович еще был женат. Его супругой была Людмила Крылова. Поэтому отношения с молодой актрисой приходилось скрывать. РИА Новости / Олег Табаков и Марина в сцене из спектакля «Чайка». 2014 год.

Тайный роман длился более 10 лет. В итоге Олег Павлович все же ушел из семьи, хотя изначально таких мыслей не было. РИА Новости / Марина Зудина. 2014 год.

В семье родилось двое детей. В 1995 году появился на свет Павел Табаков, а спустя 11 лет Мария. Старший сын Олега Табакова Антон так и не смог простить Марину за уход отца из семьи. РИА Новости / Марина Зудина в 2020 году.

Марина Зудина – народная артистка России. РИА Новости / Олег Табаков и Марина Зудина. 2020 год.

Марина Зудина: «Самым сложным было играть немую американку»

Народная артистка РФ Марина Зудина, вдова народного артиста СССР Олега Табакова, 3 сентября отмечает 55-летие. После смерти мужа актриса некоторое время не общалась с прессой. Но потом нашла в себе силы жить, снова стала активно сниматься в кино, давать интервью. Одной из последних работ, которую представила зрителям Зудина, стал нашумевшая картина Константина Богомолова — сериал «Содержанки». Марина Зудина ответила на вопросы «АиФ».

Ольга Шаблинская, АиФ.ru: Тамара Гвердцители сказала в интервью, что артистов считают тонкими, ранимыми существами только люди, далекие от сцены. На самом деле профессия обязывает быть сильным — в том числе и физически. Насколько это про вас?

Марина Зудина: Безусловно, артист должен быть в хорошей физической форме, потому что обычный съемочный день в сегодняшнем кино- и телепроизводстве длится 12 часов, плюс дорога на съемочную площадку и обратно. Конечно, не все актеры работают ежедневно по полсуток, всё зависит от объектов, которые снимают, и от того, кто нужен в кадре.


Марина Зудина и Олег Табаков. 1998 год. Фото: РИА Новости/ Владимир Вяткин

Бывают переработки и до 16 часов, но это уже по договоренности. Бывают ночные смены, что еще сложнее, особенно несколько дней подряд. Иногда приходится мерзнуть на улице, потому что по сценарию лето, а на улице глубокая осень. Есть картины, где сложные дальние экспедиции и тяжелые условия даже для проживания артистов. Это я даже не говорю о психоэмоциональных перегрузках, если история подразумевает существование в кадре на пределе физических и эмоциональных возможностей. Или бывает просто огромное количество текста в сериальном производстве, когда могут подряд хоть 10 сцен поставить, и нереально накануне это все выучить, потому что и накануне могут снимать в таком же режиме. Поэтому огромная концентрация нужна, чтобы всё это запомнить.

В фильмографии Марины Зудиной порядка 40 картин. Какая из работ была самой сложной для вас?

— Для меня самым тяжелым проектом был фильм «Немой свидетель» Энтони Уоллера, где я играла немую американку. Недели две снимали ночами, а с 11 утра я репетировала в театре спектакль.

Все закончилось тем, что я не могла войти в кадр, потому что текли слёзы сами по себе. Меня отправили спать в какой-то кабинет на «Мосфильме» и дали американские витамины от стресса. Под утро что-то смогли снять. Рядом был Олег Иванович Янковский, он-то и попросил дать мне выспаться, потому что отсутствие энергии у актера в кадре недопустимо, и никому потом не объяснишь, какие сложные обстоятельства были. Это неважно!

Марина Зудина в фильме «Немой свидетель», 1994 год. Фото: Кадр из фильма

Многие психологи, когда к ним приходит клиент, первым делом не тонкие психологические вопросы бросаются разбирать, а совершенно бытовые: «Как спите, как едите?» А по-вашему, влияют ли на психологическое состояние сон, питание?

— Конечно влияют! И, конечно, для меня легче приехать на площадку к 10, а не к 6 утра, как и для любого артиста. Самое главное — сон! Надо отсыпаться. Всё остальное менее значимо для восстановления сил.

Что же касается питания, я уверена: хорошая еда способна вернуть силы и повысить настроение. Конечно, это не всегда возможно, но я об идеале говорю. Обедать я стараюсь не на съемочной площадке, а в ресторане, если это недалеко и можно успеть в перерыве.

Глядя на вас, трудно поверить в то, сколько вам лет по паспорту. Раскройте секрет, что нужно делать, чтобы и в зрелом возрасте сохранить активность, моложавость, спортивность и красоту?

— Надо любить жизнь! Надо уметь радоваться! С возрастом это свойство у многих пропадает почему-то… Надо не переставать удивляться, надо личностно развиваться. Это самое главное. Потому что состояние души никакие спортзалы не восстановят и косметические процедуры не восполнят!

Марина, я задам тяжелый вопрос. Как вы нашли в себе силы работать, да и просто жить после ухода Олега Павловича?

— Знаете, моя дочь мне очень правильно сказала: «Мама! Мы сильные! Мы справимся, мы будем жить дальше, и папа нам будет помогать». И я в это верю. Все ученики Олега Павловича Табакова говорят, что его девизом было «Дело надо делать». Это так. Он так жил. Радостно жил, радостно любил и радостно работал.


Марина Зудина: «Уныние? Это совсем не про Олега Павловича!» Подробнее

LiveInternetLiveInternet

LAMKA_2012

все записи автора

С Олегом Павловичем я ощущала себя абсолютно защищенной. Рядом с сильным мужчиной это ведь естественно. При этом никогда не была инфантильной.

— Марина, скоро стартует новый киносезон, в котором канал НТВ планирует показать сериал «Хорошая жена». С каким настроением снимались?

— Работать было интересно, в истории много поворотов, сюжетных линий, а это всегда привлекает. Надеюсь, и зрителям, и нам, актерам, понравится. Это отечественный вариант известного американского сериала, по сути калька, но с небольшими нюансами. Без афроамериканцев, сексуальных меньшинств и наркоманов. В нашей версии если плохой парень — просто пьющий. Таковы реалии телевидения. Работали увлеченно, хотя и тяжело — длинные смены, огромное количество текста, напичканного юридическими терминами. Но на площадке сложилась по-человечески приятная атмосфера, что бывает далеко не всегда. По кастингу, мне кажется, получились достаточно точные попадания. Мы с Дмитрием Миллером играем владельцев адвокатского бюро, куда приходит работать главная героиня Алиса. Ее играет Александра Урсуляк.

— Когда не складываются отношения между коллегами, вам это сильно мешает?

— Я из тех актрис, кто работает намного лучше в доброжелательной атмосфере. Подзаряжаться негативом — не моя история, сразу закрываюсь, эмоционально мне сложно. Если с партнером конфликт, даже смотреть в глаза непросто. Когда снималась в картине Петра Ефимовича Тодоровского «По главной улице с оркестром» с Олегом Борисовым в главной роли, вышло так, что вне кадра мы с ним существовали параллельно. Как только звучало «Снято!» — будто стена вырастала.

Видимо, нужно было завоевать доверие. Олег Иванович — человек закрытый, ему требовалось время для того, чтобы подпустить к себе ближе. А для меня такая ситуация возникла впервые, и я восприняла ее как что-то личное. Решила — наверное, не устраиваю Борисова как партнерша. Но это длилось недолго, барьер был преодолен. А о том, что он был ко мне расположен, узнала уже после съемок, когда Олег Иванович предложил играть с ним в спектакле по Достоевскому. В то время он переезжал из Питера в Москву и собирался переносить «Кроткую» в филиал Московского художественного театра. На такое доверие я и рассчитывать не могла.

— Но ведь с Борисовым вы так и не сыграли. Почему?

— Это моя ошибка. Вернее, даже не ошибка, а стечение обстоятельств. Мне было двадцать лет, и я, как другие ученики Табакова, жила единственной мечтой — о создании собственного театра. Ни о какой другой сцене не думала.

В то время не было практики, когда актрису приглашают лишь на одну роль. Единственный случай в моей жизни, когда пожалела о том, что этого не произошло. Ведь работа с таким артистом, как Олег Иванович Борисов, — Божий подарок, не меньше. Но в юности кажется: все еще впереди, столько предложений еще будет. Проходит время, и понимаешь — был дан шанс, но… не воспользовалась.

А вообще считаю, что все поворотные события в жизни происходят помимо нашей воли и вопреки обстоятельствам. И с нами случается лишь то, что должно случиться. Взять, к примеру, мое поступление в ГИТИС на курс Олега Павловича Табакова.

— Вас приняли сразу на второй курс, хотя даже школьные выпускные экзамены вы еще не успели сдать.

— Видимо такой невероятной силы была убежденность, что мечта — учиться у Табакова — сбудется. Хотя если трезво разобраться в той цепочке случайностей, понимаешь — произошедшее из разряда невозможного. Все сложилось волшебным образом.

Судите сами. Я перешла в десятый, последний класс, когда Олег Павлович набрал в ГИТИСе курс. И практически смирилась с тем, что мечта останется мечтой — к Табакову не попаду. В конце мая, когда уже начинались выпускные, совершенно случайно встретила на улице бывшего одноклассника. Он обмолвился, что тот курс Олег Павлович разогнал, оставив трех-четырех студентов, и объявил добор. Об этом я могла и не узнать, как вы понимаете, Интернета еще не существовало.

И я поехала в ГИТИС с пустыми руками — ни аттестата, ни каких-то других документов. Выяснилось, что прослушивания и туры закончены. Но не только я надеялась на удачу, были и другие. И дальше — такое могло произойти только у Олега Павловича — всех нас он пригласил все же почитать программу.

У меня был отрывок из поэмы Маргариты Алигер «Зоя». «Убивайте их, травите, жгите! Я умру, но правда победит!» — кричала я со слезами на глазах. Настолько была патриотически настроена… Следом шли монолог Ирины из «Трех сестер» и басня Михалкова. В общем, конкурс прошла, меня отправили на собеседование. Получила две пятерки, и все — без школьного аттестата оказалась второкурсницей ГИТИСа.

Всего этого не могло произойти по определению, рассказанное — из серии невероятного! Потому и повторюсь: случается то, что должно случиться. И мы никогда не знаем, какой путь приведет к цели.

В разные годы задавала себе вопрос: а любила бы я театр так же сильно, если бы не встреча с Учителем? Однозначного ответа нет. Я любила театр Табакова как пространство, куда приглашались талантливые режиссеры, где давался старт интересным творческим идеям, где никто никого не подавлял, где люди были внутренне свободны. Идеальное место для радости и творчества. Играть Анну Каренину лишь бы у кого никогда не хотела.

— Вы много работали с Константином Богомоловым. А кто еще из режиссеров вам интересен?

— Безусловно сам Табаков, который долгие годы работал с нами как режиссер, хотя никогда себя им не считал.

И конечно все, кому Олег Павлович дал старт: Карбаускис, Писарев, Серебренников. Счастлива была работать и с Темуром Чхеидзе, и с Адольфом Шапиро. Последние шесть работ в МХТ сделали вместе с Богомоловым. И даже если у нас с ним дальше не будет совместных работ, сохраню в душе глубокую благодарность. До конца жизни буду признательна ему за то, что продлил Олегу Павловичу творческую жизнь. Ведь больше всего Табаков любил выходить на сцену.

У них с Богомоловым были замечательные работы. И «Юбилей ювелира», и «Дракон», и «Год, когда я не родился». Благодаря этому режиссеру Олег Павлович открыл для себя новый театральный язык. Он, как многие большие артисты, всю жизнь развивался. В нем жил ребенок… Наивность восприятия, способность удивляться, радоваться новому, а не страшиться, как это часто случается с возрастом.

Что же касается моих собственных работ в театре, то так скажу: никогда не выстраивала отношений по типу выгоды. Дает режиссер работу — он хороший, не дает — плохой. Например с Евгением Писаревым и Кириллом Серебренниковым мы никогда не работали, но по-человечески я им симпатизирую.

— Марина, сколько вы играете спектаклей в МХТ и ожидаете ли премьер в новом сезоне?

— Играю в Московском Художественном театре в четырех постановках — «Трамвай «Желание», «Идеальный муж. Комедия», «Карамазовы», «350 Сентрал-парк…». Но я ведь до сих пор остаюсь актрисой «Табакерки». Мы, ученики, создали ее вместе с Олегом Павловичем. Даже вопроса не стояло о том, что перейду в труппу МХТ, когда он руководил театром. Я всегда играла как приглашенная актриса. Как сложится дальше, не знаю.

Ждать ли в этом году премьер… Предпочитаю не размышлять на эту тему. Сейчас мне интересно кино, я много лет не снималась, теперь наверстываю. Если предлагают что-то стоящее, соглашаюсь.

О «Хорошей жене» уже рассказала. Но это не единственная работа. Геннадий Островский впервые снял сериал по собственному сценарию для канала НТВ под рабочим названием «Волк». История затрагивает 1940-е годы и наше время. Играю жену дипломата Уманского, его самого — замечательный Сергей Васильевич Маковецкий. Мы впервые встретились на съемочной площадке. Очарована Сергеем и восхищена. Он относился ко мне с огромной теплотой и нежностью. Далеко не со всяким партнером смогла бы сыграть такую непростую драматическую роль. Очень приятны были его слова о том, что я чуткая партнерша.

— Вы не упомянули нашумевших «Содержанок». Снимается продолжение?

— Да, но поменялся режиссер, Константин курирует проект (Первую часть снял Богомолов. — Прим. ред.) и редактирует сценарий. Часто спрашивают, как я вообще согласилась принять участие в фильме. Отвечаю — исключительно потому, что это было предложение Константина Юрьевича. Если бы прочитала лишь синопсис, отказалась бы однозначно. Все написанное было за гранью понимания — от количества персонажей и сюжетных линий. И это первый случай в моей практике, когда сценарий существовал, но не был окончательно утвержден. Косте разрешили менять все, что посчитает нужным. Сцены дописывались, убирались, возникали новые действующие лица. Со стороны продюсеров — это знак серьезного доверия режиссеру.

— Ваша героиня Людмила Долгачева замужем за героем Сергея Бурунова, а еще у нее есть молодой любовник. В фильме много эротических сцен, но ваша Людмила в них не участвует. Вы отказались или не предлагали?

— Откровенных сцен не предлагали. Мы ограничились легкой эротикой и юмором в отношениях с молодым героем, его играет Александр Кузнецов. Как зритель я спокойно отношусь к подобным сценам. Это же часть быта, жизни… Уверена, что если актеры были в кадре откровенны, то уж точно не потому, что их заставил режиссер. А по взаимному согласию и убеждению, что для истории, которую мы рассказываем, это правильно.

Думаю, «Содержанки» зацепили зрителей вовсе не эротическими сценами, их не так много. А тем, что речь идет о глобальном чувстве одиночества, которое часто испытывают люди. Моя героиня, несмотря на наличие семьи, ощущает себя никому не нужной. Муж давно к ней охладел, любовник дарит ложные ощущения. В общем, сублимация любви…

— Недавно одна известная артистка пятидесяти лет опубликовала пост в купальнике и спросила подписчиков, как жить, если предлагают роли мам героев? Как вам дался переход на возрастные роли?

— Возрастные переходы происходят в жизни плавно. В семнадцать лет казалось, что женщина после тридцати не вызывает интереса у противоположного пола. А сейчас думаю: о чем умный, зрелый мужчина может говорить с двадцатилетней? Я, конечно, догадываюсь, что молодые девушки нужны взрослым мужчинам не для бесед о смысле жизни. Но тем не менее паузы ведь чем-то надо заполнять… Разговаривать и знать, что тебя понимают, очень важно.

Да, меня не радует количество морщин у глаз, да, я вижу, как последние два года отложили реальный отпечаток на моем лице. Но что же делать? Как говорила героиня чеховской «Чайки» Аркадина, которую я играю: «Никогда не думаю ни о старости, ни о смерти. Чему быть, того не миновать».

Иногда думаю обо всем этом, но не страдаю по этому поводу. Это неизбежность. И смерти тоже не боюсь, она лишь переход в иное измерение.

— Хочется понять, какая вы, Марина Зудина, в жизни. Какая из последних ролей больше всего — о вас?

— Пожалуй, Светлана в «Хорошей жене». Как и она, я разная. И жесткая, и нежная, и ранимая. Она, как и я, постоянно решает проблемы. Как объяснишь, какая я, да и зачем? Когда-то Олег Павлович сказал: «Ты земная». Сначала не поняла, как это?.. А потом разобралась: да, я земная, не эфемерная. Хотя долгие годы на экране у меня был «правильный» образ, такой Аленушки. Вспомните фильм «Валентин и Валентина». В советские годы ведь как было принято?

Не выделяйся, не высовывайся, будь скромнее. Но мне не нравится правильность. Повторю: я разная. Иногда очень жесткая. Как-то прервала съемку и объяснила режиссеру на понятном ему языке, что тоже знаю ненормативную лексику. Но в отличие от него не употребляю просто так, в быту. Он все правильно воспринял, и обстановка на площадке стала более приятной.

Если говорить об оценке себя, то она субъективна. И других мы также воспринимаем исключительно через призму субъективности. Для одного вы — милейшее создание, для другого — капризная истеричка. Никогда не слушаю того, что о ком-то говорят, предпочитаю иметь свою точку зрения.

— А о вас самой что чаще говорят?

— Думаете, я спрашиваю — а что обо мне говорят? Нет, неинтересно. Когда Олег Павлович пришел в МХТ, мне попытались начать передавать сплетни. Сразу пресекла, досужие разговоры мешают жить. Кстати, с Сергеем Маковецким говорили на эту тему и он сказал: «Лучше в ком-то ошибусь, но знать не хочу, что он говорит за моей спиной».

— Вы кажетесь мне довольно закрытой. У вас есть близкие подруги?

— Одна, мы дружим лет десять. Были друзья, общие с Олегом Павловичем. Я никогда не нуждалась в доверительном общении с посторонними людьми, потому что была заполнена любовью к своему мужчине, детям, профессии. А ведь часто подруги возникают вместе с проблемами, которыми хочешь поделиться. Не сказать, что и Олег Павлович любил долгие разговоры о трудностях или жалобы. Я с детства привыкла проговаривать все внутри себя и решать, как поступить. Когда начались наши отношения, причем на высоком эмоциональном градусе, делиться переживаниями точно не хотелось, да это было и невозможно. Сейчас достаточно того, что в театре ко мне относятся с большой теплотой. Вероятно, у многих я ассоциируюсь со счастливым мхатовским периодом.

— Вы сказали, что приходится решать массу проблем. Надо же?! А кажется, будто полностью отстранены от быта…

— Это совсем не так. Я не из тех женщин, которые ни в чем не разбираются и не в состоянии отвечать за быт и благополучие близких. Рядом дети и родители, а значит, всегда есть проблемы. Их нет лишь на съемочной площадке и сцене. Вернее есть, но — творческого характера. И это мне страшно нравится.

При этом не скажу, что живу лишь бытом. Он для меня не в приоритете. Вот смотрите: до двадцати семи лет я жила с родителями в «хрущевке» недалеко от метро «Преображенская площадь». Моя комната была всего девять квадратных метров. Я активно снималась, играла главные роли в кино и в театре, прилично зарабатывала, накопила на однокомнатную кооперативную квартиру. А в «гайдаровскую» реформу все сбережения потеряла. Но ощущала себя счастливой! Потому что в жизни было нечто большее, чем деньги: любовь, светлая перспектива будущего.

— О чем тогда мечтали?

— О театре и о том, чтобы быть рядом с любимым человеком. И когда создали «Табакерку», мечтала играть на ее сцене, вот и все. Никогда такого не было — «Ах, как бы мне переиграть весь мировой репертуар! А еще построить дом, родить детей». Жила одним днем и ощущала себя самой счастливой на свете. Иногда думаю: вот бы проснуться утром, а никаких проблем вообще нет! Как в детстве, когда мама-папа рядом и ты уверен — защитят, все решат за тебя. Чудесное состояние…

С Олегом Павловичем я тоже ощущала себя абсолютно защищенной. Рядом с сильным мужчиной это ведь естественно. При этом никогда не была инфантильной.

Сейчас я без него… Руководить, принимать решения, выяснять отношения, добиваться чего-то мне совсем не нравится, но я вынуждена это делать. Сказать, что это комфортно? Нет. Женские дела куда приятнее — самой делать что-то по дому.

Привыкаю к тому, что раньше вызывало внутреннее сопротивление. Позвонить в какую-то организацию, попросить за кого-то или о чем-то. Раньше представлялась: «Это Марина Зудина, жена Олега Павловича». Не потому что не ощущала себя самодостаточной, нет. Просто я гордилась тем, что была его женой…

Теперь просто говорю: «Это Марина Зудина». И люди по-прежнему тепло откликаются. Ни разу не столкнулась с непониманием или равнодушием.

— Марина, расскажите, пожалуйста, о родителях. На каких принципах строилось ваше воспитание, какие у вас отношения?

— Родители — мои друзья, опора и поддержка. Никогда не направляли, не поучали, как их дочери следует жить. Деньги в нашей семье не главенствовали. Вспоминаю, как мама закладывала в ломбард золотые часы или шубу, чтобы мы поехали летом в отпуск. Потом они с папой расплачивались с долгами. Когда я сама начала зарабатывать, снимаясь в кино, удивлялась: как же так? Занимаюсь любимым делом, а мне еще и платят?

Родители всегда относились с уважением к моему выбору, к принятым решениям. До конца жизни буду им благодарна за то, что воздерживались от комментариев, нравоучений, когда узнали об отношениях с Олегом Павловичем. Наверняка переживали, что почти до тридцати была не замужем. Но не позволяли ни бестактных вопросов-расспросов, ни советов.

Слава богу, родители до сих пор ведут активный образ жизни, хотя им под восемьдесят. Скоро мама поедет в свой любимый Питер, я выбрала ей уютный отель в центре, взяла билеты на балет в Мариинский театр. Ирина Васильевна — женщина самостоятельная, позитивная, эмоционально открытая. Всю жизнь проработала учителем музыки, теперь музыку сама сочиняет.

Много лет назад я купила им с папой квартиру в том же доме, где мы живем с семьей, буквально через подъезд. На свои же деньги отремонтировала. Мне было принципиально важно за все заплатить самой, хотя Олег Павлович предлагал материальную поддержку. Родители заботились обо мне, пока не встала на ноги, теперь я с радостью забочусь о них.

Папа, как и мама, человек творческий. Был журналистом, работал в «Партийной жизни», теперь стихи сочиняет. Вячеслав Васильевич окончил МГУ, уехал по распределению в Инту. Мама поехала вместе с ним, организовала в музыкальной школе виолончельный класс. Через несколько лет родители вернулись в Москву. Они вместе с 1960 года, выросли в одном дворе на улице Подбельского, где прошло и мое детство.

Сейчас помогают мне и с Машей, и по хозяйству. Иногда попрошу о чем-то, а потом думаю: да что же это я? Им столько лет, а все как к молодым отношусь.

На день рождения Павел подарил дедушке годовой абонемент в спортивный клуб, и он с удовольствием ходит в бассейн.

Сейчас я будто наверстываю упущенное, отдаю родителям то, чего недодала. Мы вообще все невероятно сплотились — мама и папа, я, Павел и Мария.

Всю жизнь я была сосредоточена на муже, растворена в нем, жила в его бешеном ритме. Конечно, у меня тоже была интенсивная жизнь, поскольку по природе я — человек самостоятельный. И все же главным был Олег Павлович. Между нами существовала психологическая созависимость, но такая, которая по любви.

Сейчас моя жизнь иная. На волне Маруси, на волне Павла, на волне мамы и папы.

Когда нет мужчины, который был рядом много лет, любовь к нему в большей мере переносится на других.

— Бывает, женщина повернулась к детям, а они выросли и больше в ее присутствии не нуждаются — отвыкли…

— Бывает, и это печально. У нас такого нет. Если сыну не звоню, не пишу буквально день, он сам шлет сообщение: «Мариш, как ты?» (Павел с раннего детства зовет маму по имени. — Прим. ред.) Мы с детьми с удовольствием проводим время вместе. Весной ездили в Саратов. Там проходил фестиваль «Уроки Табакова». Повидались с родственниками Олега Павловича, посетили места, которые он любил. Побывали на занятиях театральной студии имени Табакова при местном ТЮЗе.

До этого были в Лондоне, где Павел представлял новый фильм, а мы с Машей открыли выставку, посвященную Олегу Павловичу.

Летом снимались с сыном в разных картинах и в один день оказались на аэродромах. Я на одном, Павел на другом. Узнали об этом и стали обмениваться эмоциями. Посылаю селфи — на лице гарь, копоть, кровь, фильм-то о войне. Он в ответ — селфи с Ефремовыми — Мишей и Никитой. Они втроем заняты в проекте. Пишет: «Ребята передают тебе привет». Я в ответ: «Как приятно! А тебе шлет привет стилист, вы работали на такой-то картине».

Между нами очень сильная связь… Помню, как Павел гордился, когда я начала играть в спектаклях Богомолова: «Круто! Мама в тренде!» Когда кто-то из коллег говорит хорошие слова в мой адрес, ему приятно. Я это чувствую. И знаю: он уважает меня не только за то, что Марина Зудинавостребована в профессии, но еще и за то, что не выстраиваю корыстных отношений — лишь потому, что это «нужные» люди.

Когда Паша был утвержден на главную роль в фильм по роману Пелевина «Ампир V», режиссер Виктор Гинзбург спросил:

— Как смотришь на то, что Марина сыграет твою маму?

Сын ответил:

— Не знаю, делайте, как считаете нужным.

И меня пригласили. Мы оба страшно волновались: сцены небольшие, но интенсивные. Ощущали колоссальную ответственность друг за друга, за результат, который оба покажем.

— О чем с сыном разговариваете кроме профессии?

— О человеческих взаимоотношениях, об отце говорим часто — папа для него точка отсчета во всем. О том, как уважительно Олег Павлович относился к людям, что считал важным в жизни. О том, как старался помочь, поддержать, как ориентировался на талант человека, а не на свои личные симпатии.

Паша внутренне свободный человек, как и его отец. Всегда говорит что думает, не старается всем понравиться. Но его прямота не имеет отношения к развязности, сын хорошо воспитан.

— Он делится с вами сердечными тайнами?

— Для меня важно одно — чтобы девушка, с которой свяжет судьбу, его любила.

— Марина, вы в курсе, сколько работ в фильмографии Павла Табакова?

— Нет.

— Двадцать с лишним. А у вас чуть больше сорока.

— Да? Надо же… Но ведь не всегда количество означает качество. И потом я же говорила, что долгие годы не снималась. Ходил слух, что Зудина решила посвятить себя семье. Но это не так. В театре играла настолько интересные роли, что грех жаловаться. Но сознательно я не уходила из кино. Предложили бы что-то стоящее, конечно согласилась бы.

Семья всегда была для меня значима, и все же очень скоро после рождения Маши я снялась в фильме «Наследство», где были великолепные партнеры — Александр Домогаров, Александр Балуев, Елена Сафонова, Родион Нахапетов, Маша Машкова. До этого снималась с Сергеем Безруковым в «Есенине», играла его первую жену Зинаиду Райх. Следом были еще какие-то проекты, которые прошли незамеченными. Но я не анализирую почему и отчего.

— Павел покинул труппу «Табакерки», переключился на кино. Вам, когда-то сделавшей выбор в пользу театра, наверное, трудно принять решение сына? Что ему советуете?

— Важно в театре не числиться, а работать с интересом, с близкими по духу режиссерами. Думаю, со временем он снова начнет выходить на сцену, пока ему лишь двадцать четыре, необходимо время на осмысление, на взросление. Павел играл в «Табакерке» в «Матросской Тишине», но Владимир Львович Машков (худрук театра. — Прим. ред.) сделал новую редакцию легендарного спектакля. Без Павла Табакова. Это его решение, и он имел на него право. Сын играл в МХТ в «Драконе» и «Мушкетерах…», но их больше нет в репертуаре. Он просто оказался не занят и сосредоточился на кино. Я к этому спокойно отношусь. И с советами не спешу. Каждый учится на собственном опыте.

Чувство собственного достоинства и честное отношение к профессии — вот то, о чем никогда не следует забывать. Это моя позиция, стараюсь донести ее до сына.

— Вас миновали материнские кошмары в виде подросткового бунта, странных поступков ребенка, сопротивления и позиции назло?

— По-разному случалось. Но я доверяю сыну, и так было всегда. Наверное, потому что Павел любит меня, старается не огорчать. Ему было года три, когда я его слегка шлепнула: долго не слушал уговоры и просто вывел из себя. И тут же бросилась извиняться:

— Пашка, прости!

А он спокойно сказал:

— Мариш, не волнуйся, мне не больно.

До слез просто… Сын всегда был терпелив ко мне, не реагировал на занудство. Когда доставала его бесконечными замечаниями, он, еще совсем маленький, брал соску и запихивал в рот. Я понимала: пора остановиться.

В нашей семье все строится на любви. Никаких запретов и угроз. Я и сама такая же — нельзя говорить со мной с позиции силы. В моем представлении между людьми возможен исключительно диалог. Не удается поговорить — тогда лучше не общаться вовсе.

И Павел, и Мария видели, как мы общаемся с Олегом Павловичем. Уверена, в их подсознании это сохранится навсегда.

— С Машей такое же взаимное понимание?

— Конечно! Она мой друг. Уезжаю на съемки, дочь пишет: «Мама, я приготовила тебе на ужин брокколи». Попросила недавно: «Маш, прибери, пожалуйста, в кухне на столе». Так она все вокруг вымыла, бумажки разные, квитанции по папкам разложила.

— В общем, нет поводов для беспокойства?

— При желании поводы всегда найдутся. Например Маша категорически не хочет ходить с короткими ногтями, красит их в какие-то странные цвета. Ну ладно, это подростковое, пройдет.

Оба моих ребенка рождены в огромной любви, осознанно. Оба появились на свет тогда, когда мы с их отцом очень этого хотели. И хотя Павел и Мария — не простые, а сложносочиненные индивидуальности, мне с ними легко и радостно.

— Между вашими детьми разница в одиннадцать лет. Их можно назвать близкими людьми?

— Мы семья. Вижу, с какой нежностью Маруся относится к брату, и он к ней — с большой любовью.

Зимой Паша полетел с нами в Екатеринбург в гости к семье, которая была близка Олегу Павловичу. Мы часто отдыхали в доме этих замечательных людей. Я предложила, и сын без раздумий согласился. Собралась огромная компания: родители, дети, бабушки-дедушки. В один из дней Павел отправился кататься на лыжах, Машка увязалась с ним. Приехали на склон, и тут выяснилось, что Маруся даже горнолыжные ботинки не умеет надевать! Сыну, конечно, пришлось повозиться, но вернувшись, он сказал: «Когда в следующий раз полечу в горы, возьму Машу с собой».

Ему нравится, что у сестры азартный характер — старается научиться всему, что ей интересно. Дома Маша продолжила осваивать горные лыжи — в Подмосковье с тренером.

— В дочери есть актерские задатки? Что скажете, если года через четыре она, как и вы когда-то, отправится в театральный?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]