Владимир Высоцкий и Марина Влади
Владимир Высоцкий посвятил Марине Влади не одно стихотворение. Их отношения были наполнены страстью, вдохновением и безумным обожанием. С чего же началась эта история любви?
В 1959 году на экраны выходит фильм «Колдунья», в котором Марина Влади сыграла главную роль. Кино имело оглушительный успех. Позже Высоцкий скажет, что, увидев Влади на экране, был сразу пленен ее красотой и очарованием.
Марина впервые увидела Высоцкого на репетиции спектакля «Пугачев». Влади посетила Москву для участия в кинофестивале и ее знакомый пригласил актрису в Театр на Таганке. Марина была поражена игрой Высоцкого и после репетиции приняла приглашение на ужин. Но, тем не менее, искра взаимного притяжения не заставила Влади остаться в России, она вернулась в Париж, к маме и детям.
Спустя время, Марина Влади соглашается принять участие в фильме Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа» и временно, вместе с семьей, переезжает в Россию. Для Высоцкого и Влади этот период был насыщен творчеством. Популярность Владимира неуклонно продолжает расти, а Марина считается востребованной актрисой. Они много проводят времени вместе, поэт читает своей музе стихи, а она становится его первым слушателем и критиком.
К тому моменту, когда Высоцкий и Влади отправились в загс, им обоим исполнилось по 30. У каждого за плечами оставались по два брака и дети. Сразу после регистрации супруги отправились в свадебное путешествие в Одессу. Владимир сделал Марине подарок — круиз на теплоходе «Грузия» по Черному морю. Позже они вспоминали, что эта поездка стала одним из самых ярких событий в их жизни.
Высоцкий очень хотел путешествовать вместе с Мариной, увидеть мир во всем его многообразии, но шесть лет после свадьбы он не мог добиться разрешения на выезд из страны. Владимир вынужден был оставаться в Москве, Влади же была во Франции. Высоцкий тяжело переживал расставание с супругой и свое отчаяние подавлял алкоголем и наркотиками. Позже поэту все же выдали визу, и они вместе с Мариной побывали и в Европе, и в Америке. Однако действие пагубных привычек Владимира проявлялось все больше и больше. Влади пыталась как-то повлиять на ситуацию, но, как позже она расскажет, то, что дело в морфии она тогда не знала.
11 июля 1980 года супруги снова разлучились: Высоцкий улетал в Москву, а Влади была вынуждена остаться в Париже. Их последний телефонный разговор состоялся 23 июля 1980 года. Высоцкий клялся, что бросил все вредные привычки и просил супругу снова принять его. А 25 июля Марине узнала, что Владимира больше нет.
История неподдельной любви Владимира Высоцкого
Кто в Советском Союзе не знал об их немыслимой для того времени истории любви? В ней все было невероятно: знаменитая французская “колдунья”, в которую после одноименного фильма была влюблена вся страна, и бард, песни которого становились популярными раньше его собственного имени. Сколько времени за десять лет брака они были рядом — полгода, год?..
“Пропустите меня к нему!”
Их знакомство началось со спектакля “Пугачев” в театре на Таганке. Это была репетиция, но и на ней все аплодировали стоя — с такой силой и даже отчаянием Высоцкий играл беглого каторжника и пугачевского атамана Хлопушу.
Увидев актера после спектакля, Марина не сразу его узнала: “невысокий, плохо одетый молодой человек” с “непримечательной внешностью”, “только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание”. Однако весь вечер они проводят вместе — сначала в шумной компании актеров в ресторане, а потом — дома у знакомого, где Высоцкий, сидя у ног Марины, поет ей свои песни.
Он оказался для нее не только человеком, с первых же дней начавшим добиваться ее руки, не просто талантливым актером и поэтом. Через него Марина стала узнавать ту Россию, из которой за пятьдесят лет до этого уехали обожаемый ею отец и мама, воспитанница Смольного института, бежавшая в Париж после начавшейся катастрофы и убийства любимой классной дамы. С ним Марина вспоминала русский язык, на котором не говорила 25 лет.
Но, конечно, все это лишь сопутствовало тому, что сам Высоцкий бесповоротно захватил Влади. Будучи дважды замужем и имея троих детей, Марина впервые встретила такого мужчину — цельного, талантливого (и при этом — так много себе позволяющего, но с этой его чертой она познакомилась не сразу).
Мы не знаем, сколько людей из СССР и капиталистических стран не смогли заключить брак: это не поощрялось в советской России. Одно время даже существовал указ «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами». В этом смысле слова из спектакля, которые Марина услышала в первый день их знакомства, — “Пропустите меня к нему!” — как будто сопровождали их всю жизнь: постоянно приходилось добиваться права на любовь.
“Я буду нынче, как Марина Влади”
Высоцкий посвятил Марине множество песен, причем первая из них была написана за несколько лет до знакомства. Услышала ее Марина не от него, а… в исполнении собственных детей, которые, еще мало зная русский, принесли ее от своих русских сверстников: “Сегодня в нашей комплексной бригаде…” Только по смеющимся глазам Высоцкого Марина поняла, что он и есть автор песни.
Однако гораздо больше для нее значили новые стихи, которые он теперь приносил на ее суд. В этом было и доверие, и желание услышать ее мнение, а еще — необходимость поделиться самым дорогим для его сердца. Неслучайно Высоцкий почти сразу признался ей, что театр для него ремесло, главное — стихи.
Вот он приезжает из Сибири и привозит песню о человеке, репрессированном при Сталине: “Протопи ты мне баньку, хозяюшка…”. Или читает первые строчки из “Охоты на волков”:
Рвусь из сил и из всех сухожилий, Но сегодня — опять, как вчера, — Обложили меня, обложили…
Через песни Марина узнает о том, чем он на самом деле живет и что просто так в словах не скажешь.
Можно представить, что чувствовала Марина Влади, когда однажды они шли с Высоцким по центру Москвы и из открытых от жары окон в разных домах доносились его песни. Однако ни одного стихотворения Высоцкого официально не издано, о нем не говорят по телевидению или радио, уже прошедшие цензуру песни в последний момент удаляют из кино, часто запрещают концерты. Для Высоцкого это не просто запрет: “Они делают все, чтобы меня не существовало как личности”, — с горечью говорит он Марине.
Популярность Высоцкого порой спасает ему жизнь. Однажды, когда у него горлом пошла кровь, врачи “скорой” не хотели везти в больницу неудобного пациента: слишком поздно, у них будут неприятности, если он умрет в дороге. Только когда Марина встает в дверях и кричит, что это Высоцкий, они неохотно выносят его на одеяле из квартиры. Его удалось спасти лишь через шестнадцать часов. Таких моментов, когда Марина вытаскивала Высоцкого почти из смерти, был не один и не два. Часто это было связано с его огромной тягой к алкоголю.
Трудное покорение новой вершины
Долгие шесть лет с начала их знакомства только Марина ездила в Россию. Высоцкого за границу не выпускали, опасаясь, что он может там остаться, как это делали порой другие артисты. На самом деле ни Марина, ни Владимир не собирались покидать свои страны: “Ты никогда не думал остаться жить во Франции. Для тебя жизненно необходимо сохранить корни, язык, принадлежность к своей стране, которую ты так страстно любишь…” В конце концов, когда уже почти принято решение об отказе в визе, Марина выходит на того, кто может обратиться напрямую к Брежневу, — и заграничный паспорт приносит на дом лично офицер. “Борьба против ватной стены”, как это называл Высоцкий, снова ими выиграна.
Наконец их многолетние мечты о том, что они будут делать “там”, воплощаются. Они записывают Высоцкого в музыкальной студии, посещают Каннский фестиваль, рискуют встречаться с диссидентами. Вслед за Мариной Высоцкий узнает “весь Париж”. Особенно он сближается с Алешей Дмитриевичем, Барышниковым и, конечно, Шемякиным, с которым они много общались, а порой пропадали на несколько дней на почве своей “любви к диким попойкам”.
Все чаще Марина входит в роль уставшей матери, пытаясь помочь Высоцкому остановиться в выпивке. Михаил Шемякин рассказывает, как однажды Марина позвонила ему и срочно позвала к ним. Приехав, Шемякин не отследил, как уже сильно пьяный Высоцкий по ошибке вместо вина выпил огромный глоток уксуса: “И я смотрю, с ним что-то происходит: Володя весь сначала красный, потом белый, сначала красный, потом белый… Что такое?! Тут Марина выходит из ванной: «Что? Что с тобой?» — она как мама… Через несколько минут и Марина увидела эту бутылку, все поняла… С ней уже истерика… «Забирай его! Забирай его чемодан, и чтобы я вас больше не видела!”
Но запои проходят — и они снова ездят по Франции, потом по Европе и Америке. Хотя у Высоцкого нет официального разрешения выступать, тут и там удается организовывать концерты для довольно большого числа слушателей. Одно из выступлений проходит в Лос-Анджелесе. Высоцкий с восхищением впервые в жизни видит знаменитых Пола Ньюмена, Лайзу Минелли, Роберта де Ниро, а они аплодируют и кричат “браво!” его песням. В своей книге Влади описывает, как под песни Высоцкого меняются выражения лиц голливудских звезд, исчезает небрежность манер — они обнимают и жмут руку этому необычному русскому…
Он выехал за границу за семь лет до смерти и успел ее покорить. Марина всегда была рядом.
Прощаясь
За двенадцать лет у Владимира Высоцкого и Марины Влади произошло столько, сколько у некоторых не бывает и за пятьдесят. Была тяжелая борьба с его зависимостью от алкоголя и наркотиков, были женщины, к которым Марина безумно ревновала, были сложные отношения с родственниками. Многое, хотя и не всё, им удавалось победить силой любви.
За полтора месяца до смерти, живя в Москве с другой женщиной, Высоцкий писал Марине: «Только благодаря тебе я смогу снова вернуться к жизни. Я люблю тебя и не могу допустить, чтобы тебе было плохо. Поверь, позже все встанет на место, и мы будем счастливы».
***
Вернувшись с похорон мужа, Марина Влади много лет не могла найти покоя: она собрала все стихи и песни Высоцкого, написала о нем не одну книгу и даже замуж вышла за человека, который часами мог слушать ее рассказы о нем. Сегодня, в свои восемьдесят, Марина по-прежнему главным событием жизни считает встречу с Высоцким.
Комментарии
Марина Влади и Владимир Высоцкий
У этой любви испытаний было, пожалуй, больше, чем счастливых мгновений. Но это была настоящая любовь: жертвенная, воспетая в стихах и песнях, преодолевающая преграды, до последнего вздоха…
Марина Влади и Владимир Высоцкий – история любви
Марина Влади и Владимир Высоцкий знали друг о друге еще до первой встречи. Он впервые увидел 17-летнюю красавицу в фильме «Колдунья», и еще тогда решил завоевать ее, во что бы то ни стало. Она поначалу была много наслышана о нем, затем восторгалась его игрой из зрительного зала театра на Таганке.
К моменту встречи Владимира Высоцкого и Марины Влади, у каждого не сложились уже два брака и подрастали дети. Увиделись они в ресторане после спектакля «Пугачев». Пара фраз, обмен долгими взглядами, и Владимир предлагает отправиться к его друзьям, чтобы петь только для нее. В тот же вечер он признался ей в любви. Еще больше он обескураживает возлюбленную, когда она резонно замечает, что в Москве пробудет совсем не долго, а в Париже (который, кстати, очень далеко), ее ждут трое сыновей и работа, которая требует максимальной вовлеченности. Он отвечает: «Ну и что? У меня у самого семья и дети, работа и слава, но все это не помешает тебе стать моей женой». А на следующий день он уже уговаривал французскую актрису согласиться на предложенную ей роль музы Чехова, предполагающую примерно годовое пребывание в России. Он искренне радовался этой возможности и вслух строил их совместные планы. Замечание Марины о том, что она не испытывает взаимных чувств, нисколько не смутили Высоцкого, он с уверенностью заявил, что сможет ей понравиться. О том, что она все-таки влюблена, Влади поняла уже в Париже – после того, как получила от Владимира трогательное письмо и услышала его голос по телефону.
Любовь Высоцкого и Марины Влади – минуты счастья
Настоящей музой поэта она почувствовала себя, когда на безлюдном берегу реки Высоцкий впервые и только ей пел свои самые острые свои песни о репрессиях, рамках, в которые власть загоняет творческую интеллигенцию, о перегибах советского режима.
Женой Высоцкого Марина Влади стала в 1970 году. Они расписались «по-тихому» и отправились в свадебный круиз на юг. Как они потом вспоминали, это было самое счастливое время в их жизни.
Большие испытания
Любовь Высоцкого и Марины Влади претерпела немало испытаний. Счастью мешали редкие встречи (она, актриса с мировым именем, не могла совсем оставить карьеру и переехать в Москву, а он был не выездной в стране с «железным занавесом»). Чтобы ее мужа выпустили в отпуск из страны, ей пришлось вступить во французскую компартию, генсек которой лично просил московское руководство выдать Высоцкому загранпаспорт.
Марина не раз спасала мужа, уводя его в полубессознательном состоянии из незнакомой квартиры, иногда, чтобы вырвать его из запоя, ей приходилось лететь из Европы. Она находила, а иногда и заставляла врачей лечить его от алкоголизма и последствий болезни. Потом к алкоголю добавился морфий. Бороться становилось все труднее, но она не сдавалась.
Современники поражались ее терпению и решимости в стремлении сохранить эту странную любовь через границы и разные мировоззрения. Многие до сих пор задаются вопросом, насколько Марина Влади старше Владимира Высоцкого, однако разница в возрасте – заблуждение, они были ровесниками, им было под 30 к моменту их первой встречи.
За 12 лет их брака Марина была любимой, но не единственной женщиной Владимира. Когда Марина была далеко, Высоцкий искал поддержки других муз.
Высоцкий и Марина Влади: Красивая история любви
Высоцкий, увидев Марину Влади на экране, сказал себе: “Она будет моей”.
Фото : 11 мая 2020, 12:27
Когда в СССР вышел на экраны французский фильм “Колдунья” с Мариной Влади в главной роли, публика была просто потрясена. Для десятков тысяч простых советских девушек героиня фильма мгновенно стала иконой, а мужская половина Советов грезила и мечтала, чтобы их любимая хоть немного внешне походила на таинственную французскую актрису. Однако самые смелые мысли витали в голове у тогда еще мало кому известного актера Театра на Таганке Володи Высоцкого, который, увидев Марину Влади на экране, сказал себе: “Она будет моей”, сообщает Bigpicture.ru.
Марина и Владимир встретились в 1967 году на Московском международном кинофестивале. Влади, дочь русского эмигранта, к тому времени уже побывала дважды замужем, снялась в дюжине фильмов и была всемирно известной обладательницей приза Каннского фестиваля.
Высоцкий же, напротив, еще не имел даже всесоюзной популярности, но его песни были уже в моде в Москве. Он также был дважды женат и имел детей.
В тот самый день иностранную гостью Марину Влади пригласили в Театр на Таганке. На сцене играли “Пугачева” по Есенину, роль Хлопуши играл Владимир Высоцкий.
Спектакль произвел на Марину Влади огромное впечатление. И после представления они оказались за одним столиком в ресторане.
Высоцкий без зазрения совести жадно рассматривал французскую диву, потом наклонился к ней и тихо произнес: “Наконец-то я встретил вас. Я хотел бы уйти отсюда и петь только для вас”.
И вот он уже сидит у ее ног и под гитару поет свои лучшие песни. Потом, как будто в бреду, признается, что уже давно безумно влюблен в нее.
Она отвечает с грустной улыбкой: “Володя, ты – необыкновенный человек, но у меня на поездку только лишь несколько дней и у меня трое детей”.
Но начинающий актер напорист: “У меня тоже семья и дети, но все это не должно помешать нам стать мужем и женой”.
Когда Марина снова приехала в Москву, Владимир был в Сибири на съемках фильма “Хозяин тайги”. Влади получила роль в фильме С. Юткевича “Сюжет для небольшого рассказа” и поэтому на время задержалась в Союзе.
Как-то, в один из осенних вечеров, на вечеринке у Володиных знакомых Марина попросила оставить их вдвоем. Гости потихоньку разошлись, хозяин удалился к соседям, а Марина и Владимир проговорили о своей любви всю ночь.
И вот уже вскоре, 13 января 1970 года в арендованной на время московской квартире состоялась свадьба Владимира Высоцкого и Марины Влади.
На следующий же день влюбленные отправились на теплоходе в Грузию в свадебное путешествие. Это были их лучшие дни.
Потом последовала разлука: он уехал в Москву, она – в Париж. У обоих настали серые дни, сложности с детьми. Ко всем у прочему, Высоцкому не давали визу на выезд во Францию. Молодоженам оставались лишь переписка да звонки по телефону.
Однажды Володя сказал Марине, что Андрей Тарковский хочет снять ее в своем “Зеркале”. Появилась долгожданная надежда, что они какое-то время будут вместе. Но вскоре оказалось, что Марина не прошла пробы и ее кандидатура была отклонена.
Высоцкий впал в бешенство. Свою злость и отчаяние он стал глушить в беспробудном пьянстве.
Только через шесть лет после свадьбы Высоцкому все же дали разрешение на выезд за границу. Марине Влади даже пришлось стать на время членом коммунистической партии Франции.
Дальше они начали наверстывать упущеное: часто путешествовали по миру, гуляли. Марина устраивала Володе концерты в Париже. По Москве Высоцкий передвигался на единственном тогда в СССР “Мерседесе”.
Когда венгерский режиссер Мессарош снимал Влади в фильме “Их двое”. И чтобы Высоцкий мог быть с женой, режиссер специально придумал для него эпизодическую роль.
Так появилась на свет единственная картина, где Марина Влади и Владимир Высоцкий играли вместе.
На первый взгляд все казалось благополучным, но на душе Владимира было не так безоблачно. При бешеной популярности у народа власти не признают Высоцкого – его стихи не печатают, пластинки не выпускают, большинство пьес, в которых он начинает репетировать, театру запрещают ставить.
Семейная жизнь на расстоянии, когда постоянно приходится просто выпрашивать визы, не доставляет ему радости. По-прежнему, свои эмоции он подавляет алкоголем и наркотиками.
Высоцкий пытается преодолеть зависимость, разобраться в себе и начинает задумываться о смысле жизни и смерти.
Позже Марина пыталась разобраться в их отношениях, что пошло не так: “Я отношу твое охлаждение ко мне, за счет усталости, которая нередка для супругов, проживших вместе более десяти лет…
…О том, что это из-за морфия, я тогда не знала. И, главное, очевидно, ты отчаялся выжить. Я узнаю о твоих постоянных изменах. Я больна ревностью. Я не сразу смогла понять, что все это просто попытки цепляться за жизнь, самому себе доказать , что ты все еще существуешь.
Ты пытаешься мне сказать об этом, но я не слышу этого. Все, тупик. Ты можешь лишь кричать о главном, а я замечаю только то, что на поверхности. Ты плачешь о своей любви, я вижу лишь измену…
…Ты, видимо, надеялся на мою помощь. С твоим пьянством ведь мы боролись сообща. Но в одну ночь было сказано все, и между нами нет больше секретов. Мы словно опять вернулись к истокам нашей любви, нам нечего друг от друга скрывать.
Ты говоришь: “Все. Беру себя в руки, ведь жизнь еще не прожита”. Ты весь дрожишь, только дрожь эта не от мороза. На твоем посеревшем лице живыми и говорящими остались только глаза…”
В 1978 году Высоцкий решил уйти из театра. Чтобы остановить талантливого актера, Любимов предложил ему сыграть Свидригайлова в “Преступлении и наказании”.
Спектакль вышел в начале 1979 года, и это была последняя роль Высоцкого в театре. Символично было то, что в конце пьесы Володя исчезал в люке, откуда вырывался дрожащий красноватый свет. Марина была потрясена финалом.
Первый сердечный приступ с артистом случился на концерте в Бухаре 25 июля 1979 года. Тогда его жизнь спас прямой укол в сердце.
“Я не нужен этой даме в черном”, – сказал тогда Высоцкий. Но он тогда не знал, что ровно через год она вернется.
За полтора месяца до кончины Высоцкий писал Марине: “Любовь моя! Найти выход мне под силу. Я лишь хочу попросить тебя – оставь мне надежду.
Только благодаря тебе я смогу снова вернуться к жизни. Я люблю тебя и не могу допустить, чтобы тебе было плохо. Поверь, позже все встанет на место, и мы будем счастливы”.
По первому тревожному звонку Марина Влади сразу же прибыла в Москву, но с каждым разом убеждалась, что все ее усилия спасти Володю напрасны, он как будто бы нарочно шел к своему концу.
11 июня 1980 года Влади провожала Высоцкого в Москву. По дороге в аэропорт они обменивались дежурными фразами: “Береги себя… Не делай глупостей”… Но оба уже чувствовали, что невозможно далеки друг от друга.
18 июля Высоцкий сыграл Гамлета в последний раз. В тот вечер он себя чувствовал некудышно, и врач за кулисами периодически делал ему уколы.
29 июля Володя должен был улететь снова в Париж, к Марине. К сожалению, этому было не суждено сбыться. Вечером 23 июля состоялся их последний телефонный разговор.
“А в 4 часа утра 25 июля, – вспоминала Марина Влади, — я просыпаюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровать. Ярко-красный след на подушке. Огромный раздавленный комар. Меня заколдовывает это пятно.
Звонит телефон. Я знаю, что услышу не тот голос. Знаю! “Володя умер!” Вот и все. Два коротких слова, сказанных незнакомым голосом”.
Вернувшись полностью разбитой после похорон во Францию она долго находилась в глубокой депрессии и даже пыталась покончить жизнь самоубийством.
Ее спасением стала встреча с врачом-онкологом Леоном Шварценбергом, который с пониманием относился к ее подавленному состоянию и бесконечным разговорам о Высоцком.
Спустя несколько лет Марина Влади начала писать книги и издала свой знаменитый автобиографический роман, переведенный на многие языки, – “Владимир, или Прерванный полет” (1989 г.).
После смерти Леона Влади, находясь в отчаянии, Марина пристрастилась в алкоголю, однако ей удалось побороть зависимость – она продолжила писать книги.
На этом несчастья не закончились: в автокатастрофе она потеряла внучек и едва не лишилась сына. С тех пор актриса часто повторяет, что с некоторых пор вообще не боится смерти – слишком часто и слишком близко та проходила рядом.
В 2020 году разразился скандал: Влади выставила на аукционе посмертную маску Владимира Высоцкого и его последнее стихотворение, посвященное ей, с автографом автора.
Последнее стихотворение Владимира Высоцкого ушло с аукциона за 200 000 евро. Актриса объяснила этот поступок следующим: “Дело не только в деньгах. Я поворачиваю свою жизнь и бросаюсь в будущее”.
Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!
сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке 4858105-b4ebd1f81cb695f18652d2c963bb2a59