6 способов мотивировать ребенка заниматься музыкой


Преимущества

Многие родители не понимают, как много уроки музыки могут сделать для их детей. Изучение данного направления может улучшить их навыки в математике, запоминании и аудировании. Это также помогает улучшать моторные навыки и координацию.


Нужно ли отдавать ребенка в музыкальную школу

Изучение музыки может также повысить самооценку и научить детей управлению временем и командной работе. Игра на музыкальном инструменте или пение – отличный способ снять стресс и помогает детям самовыражаться. Дети, которые занимаются музыкой и пением, часто лучше учатся в школе, потому что учатся терпению и самодисциплине.

Взрослые, которые учатся музыки в детстве, часто более успешны. Они будут понимать, что нужно всего добиваться самим. Кроме того, они имеют лучшие навыки общения и не бояться публичных выступлений.

Развивает физические навыки

Некоторые инструменты, такие как ударные, помогают детям развивать координацию и двигательные навыки; они требуют движения рук, рук и ног. Этот тип инструмента отлично подходит детям с большим количеством энергии. Струнные и клавишные инструменты, такие как скрипка и фортепиано, требуют разных действий одновременно от правой и левой рук.
Инструменты не только помогают развить амбидекстуру, но и могут помочь детям чувствовать себя комфортно в неудобных по своей природе положениях. Улучшение координации может подготовить детей к другим увлечениям, таким как танцы и спорт.

Улучшает социальные навыки

Групповые занятия требуют взаимодействия и общения между сверстниками, что стимулирует командную работу, так как дети должны сотрудничать, чтобы создать крещендо или акселерадо. Если ребенок играет на своем инструменте слишком громко или быстро ускоряется, ему нужно будет приспособиться. Детям важно знать и понимать свою индивидуальную роль в большом ансамбле.

Музыкальная рапсодия предлагает общие классы музыкального образования, на которых учителя разбивают учащихся на группы и назначают каждому ребенку задание. Независимо от того, отвечает ли команда за выбор инструментов или за создание мелодии, ребята стремятся к общей цели.

Это повышает самооценку

Уроки предлагают форум, где дети могут научиться принимать и давать конструктивную критику. В частности, групповые занятия могут помочь детям понять, что никто не совершенен и у каждого есть возможности для совершенствования.

Представлять себя на публике – важный навык, становитесь ли вы профессиональным музыкантом или нет. Этот навык легко переносится на публичные выступления.

Знакомит детей с другими культурами

Изучая различные инструменты и играя на них, дети могут узнать, что музыка играет важную роль в других культурах. Например, бонго и тимбалес могут познакомить детей с африканским и кубинским стилями музыки. Хотя современная скрипка имеет свои корни в Италии, обучение игре на ней помогает деткам узнать больше о классической музыке, популяризированной немецкими и австрийскими музыкантами.

Универсальные инструменты, такие как скрипка и фортепиано, могут сопровождать широкий репертуар стилей, включая классику и джаз (который возник на американском Юге). Важно познакомить детей с другими культурами в молодом возрасте, потому что это способствует непредубежденности в отношении миров и традиций, выходящих за рамки тех, которые они знают.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития личности ребенка

О воздействии музыки на человека говорилось во все времена.

Музыка играет в жизни человека важную роль. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека.

Еще во времена древних мыслителей существовало твердое убеждение, что музыка способствует разностороннему развитию личности. Вероятно, по этой причине все известные исторические личности, не только научные деятели, но и выдающиеся полководцы и правители государств обучались музыке и другим видам искусств, и не только в древнем Риме и древней Греции, но также и на древнем Востоке, в Старом и Новом свете.

Большинство древних египтян культивировало музыкальные искусства и хорошо понимало их влияние на человеческий дух. В старейших скульптурах и в резных работах мы находим сцены, где музыканты играют на различных инструментах. Музыка применялась для лечения нервных расстройств.

О роли и влиянии музыки на человека задумывались и древние греки. Для Аристотеля, Платона, пифагорийцев — музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека. Подражая тому или иному аффекту при помощи ритма, мелодии, тембра, звучания того или иного музыкального инструмента, музыка, по мнению древних, вызывает в слушателях тот же самый аффект, которому она подражает. В соответствии с этим положением в античной эстетике были разработаны классификации ладов, ритмов, музыкальных инструментов, которые следует применять для воспитания у личности античного гражданина соответствующих черт характера.

В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций.

В XVII — XVIII веках в трудах музыкантов философов (среди которых можно назвать Кунау, Кирхера, Маттесона). Немецкий теоретик Атаназиус Кирхер так объяснял природу музыкальных вкусов с точки зрения их соответствия природному темпераменту человека и считал, что меланхолики любят серьезную не прерывающуюся грустную гармонию, сангвиники благодаря легкой возбудимости кровяных паров всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоничным движениям стремятся холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков трогают тонкие женские голоса.

В XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.

В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом. Большая заслуга в этом направлении принадлежит В. М. Бехтереву. Он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека.

Во второй половине XX века музыка начала применятся, как самостоятельный вид терапии (музыкотерапия) в разных странах. В России, в начале XX века, большое количество работ по музыкальной психологии выходят у Теплова Б. М. и Выготского Л. С.

Сегодня музыкальное образование является не обязательным, да и не таким престижным, как в прошлом. Раньше было принято массово отдавать детей в музыкальные школы: музыкальному воспитанию придавалось очень большое значение. Сейчас приоритеты немного сместились, и обучение музыке считается скорее прихотью, чем необходимостью. А зря: музыкальное воспитание детей — важный элемент их гармоничного развития.

Естественно не все дети по окончании «музыкалки» выберут профессию музыканта. Некоторые забудут все то, чему учили на протяжении нескольких лет. Это обычные ученики, которые без энтузиазма посещали музыкальную школу, а педагоги держали таких детей ради дополнительной нагрузки. Родителям может показаться, что годы, проведенные в музыкальной школе, прошли даром. На самом деле музыкальное образование — это не только обучение игре на определенном инструменте, но и развитие логики, памяти и усидчивости. Но как музыка может развивать логику и умственные способности?

В наш век цифровых технологий, переизбытка ненужной информации теле, радио вещания, интернета, социальных сетей, развлекательная индустрия, рассчитана на нетребовательный вкус потребителя. Тех, кто стоит во главе коммерческого развлекательного рынка волнуют лишь деньги. Идет процесс насильственного насаждения дурного вкуса. В 21 веке, слишком мало времени уделяется развитию духовного мира молодого подрастающего поколения.

Образование и музыкальное воспитание являются неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности. Поэтому нельзя рассматривать их как обособленную отрасль знаний. Установлено, что школьники, отлично занимающиеся музыкой, успешно учатся и по общеобразовательным предметам, а жизнь многократно подтверждает наличие у одаренных музыкантов незаурядных способностей вообще.

Крайними полюсами в системе детского музыкального образования оказываются специальные музыкальные школы для одаренных детей и общеобразовательные школы, а между ними — детские музыкальные школы (ДМШ) общего музыкального образования и школы искусств (ДШИ). Их назначение — общее музыкальное образование и воспитание, осуществляемое в дополнение к программам общеобразовательных школ. Реальная же задача ДМШ состоит в том чтобы помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости и желание сделать музыку профессией обнаруживаются в первые годы обучения.

Музыкальное воспитание — одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Оно играет важную роль в развитии личности ребенка. Кроме того, занятия музыкой вырабатывает у ребенка трудолюбие, усидчивость, отличную координацию движений, что пригодиться не только в музыке, но и в других профессиях и сферах человеческой деятельности. Музыкальное искусство — наиболее действенное средство эстетического воспитания. Но не только это. Например, художественные учебные заведения — необходимое дополнение к общему образованию, которое способствует гармоническому развитию личности. Поэтому в нашей стране огромное количество не только музыкальных школ, но и школ искусств.

В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Цель — сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в школе. Ведь серьезное музыкальное воспитание должны получать и средние дети, поскольку каждый из них может стать подлинным любителем музыки — слушателем, участником музицирования. Д. Б. Кабалевский говорил: «главной задачей массового музыкального воспитания… является… не сколько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность» [1, С 7].

Направление работы музыкальных школ связано с: развитием музыкальных творческих способностей учащихся, развитием у них музыкального слуха и голоса, технических навыков, возможностями различных видов музыкальной деятельности в развитии учащийся.

В методику музыкального воспитания входит совершенствование форм учебно-воспитательного процесса музыкальной школы: уроки по специальности, теоретические занятия, коллективное музицирование, предмет по выбору, внеклассная работа (концерты, конкурсы, праздники и др.). Это важно для всестороннего развития учащихся и формирования их духовной культуры.

Воспитание и обучение начинаются уже с того момента, когда ученик открывает дверь в класс своего педагога. Вид помещений, манера общения — уже оказывают большое влияние на поведение ученика.

Известно, что уроки в детских музыкальных школах начинаются и кончаются не по звонку, но их точное начало является важным компонентом воспитания у ученика дисциплины и организованности. Содержание урока является основой воспитательной работы, а исходной точкой педагогического процесса в классе по специальности является работа над музыкальным произведением и, конечно, что чрезвычайно важно — выбор репертуара. По мнению многих педагогов, хорошо составленный репертуар — важнейший фактор воспитания музыканта. Ознакомление с музыкой разных времен, стран и стилей, соответствие отобранных для работы в классе произведений поставленным педагогическим целям и задачам, интерес учащихся к этим произведениям, индивидуальная направленность репертуара — все это благоприятно сказывается на результатах не только общемузыкального и технического, но и культурного развития ученика.

Но достижение этих целей невозможно без воспитания волевых качеств — внимания, сосредоточенности, настойчивости и многих других. Ведь именно наличие внимания способствует быстрому и качественному освоению навыков, а настойчивость, активность, целеустремленность — способствует усовершенствованию усвоенных навыков и быстрому продвижению ученика.

Дети, которым удается своевременно организовать время и дисциплинировать внимание, значительно опережают в успехах детей, более одаренных, но недостаточно организованных и не обладающих необходимыми волевыми качествами, ни достаточно дисциплинированным вниманием.

В связи с этим и вопрос о возрасте, с которого надо начинать обучение детей музыке, необходимо связывать с удовлетворительными предпосылками волевых качеств, свойств характера, организованности, загруженности ребенка и меньше — с физическим и умственным развитием.

Не умение читать, а умение быть внимательным; ни количество стихов, которые заучил ребенок имеет значение, а его активность (но не возбужденность), его собранность. Именно эти признаки (при наличии музыкальных данных) должны быть решающими при определении возраста, подходящего для начала обучения.

Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ, в своей основе едины для всех предметов. Единство и взаимосвязь обусловлены особенностью музыкальных занятий, в которых музыка выступает и как объект познания, и как средство воспитания, а также нормами общения с ней (слушание, разбор, исполнение) и достаточно широкими возможностями применения знаний и навыков одних предметов при освоении других.

Знания о музыке играют очень большую роль в воспитании и обучении, придавая эстетическому развитию школьников образовательную широту и идейность.

Система музыкального воспитания детей и молодежи направлена как на выявление талантов и дарований, так и на повышение культурного уровня подрастающего поколения. При всем ее разнообразии, система эстетического воспитания сводится к нескольким основным направлениям, актуальным именно в музыкальном образовании:

1. Расширение музыкального кругозора.

2. Воспитание мировоззрения и моральных качеств.

3. Воспитание воли и характера.

4. Воспитание интереса к творческому труду и умения работать.

5. Воспитание актуальности и дисциплины.

6. Воспитание изящества и благородства жестов и осанки.

7. Воспитание уважения к старшим и чувства товарищества.

8. Воспитание культуры речи.

Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на развитие музыкального вкуса, аналитического мышления и общего музыкального развития ребенка. Занятия музыкой позволяет развиваться ребенку сбалансировано. В современном мире на молодой, не обладающий достаточным жизненным опытом ум подростка и ребенка, обрушивается колоссальный поток информации. Ребенок постигает мир посредством телевизора, компьютера, в то же время его эмоциональный внутренний мир очень сложен и многогранен в таком молодом возрасте. Музыка позволяет ребенку воспринимать окружающий мир более ярко и остро, лучше постигать добро и зло, искренность и фальшь окружающего мира. Ребенок лишённый необходимого эмоционального образования, вполне возможно, разовьётся в холодную замкнутую личность.

Литература:

1. Готсдинер А. Музыкальная психология. М: Просвещение, 1993. — С.38 -77

2. Крюкова В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 281 с.

3. Петрушин В. Музыкальная психология. М: Академический проспект, 2006. — 399с.

4. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М: Лира, 1947. — С. 62–103

5. Цыпина Г. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика. М: Академия, 2011. — 383с.

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в музыкальную школу

Музыкальная программа обязательно должна соответствовать возрасту и интересам малыша. Детей двухлетнего и даже младшего возраста можно научить хлопать в такт их любимым песням и определять ритмы. Чем младше ваш ребенок, тем легче ему или ей будет учиться, поэтому, если они проявят интерес к обучению, именно тогда вы должны их зарегистрировать в школу.


Когда можно отдавать ребенка в музыкальную школу

Для более формального обучения пению или изучению инструмента 5 лет – это, как правило, хороший возраст для начала. В этом возрасте дети обычно могут сидеть еще дольше и лучше концентрироваться. Однако детей, которые не хотят учиться петь или играть на музыкальном инструменте, не следует заставлять. Принуждение вашего ребенка к обучению вряд ли приведет к любви к музыке. Если ваш малыш борется с вами на каждом шагу, может помочь ожидание, пока он или она станет немного постарше.

Советы тем, кто решил отдавать ребенка в музыкальную школу

Обязательно учтите возраст и физические ограничения вашего ребенка. Не выбирайте инструмент, который слишком тяжелый или слишком большой, чтобы играть на нем правильно. Скрипка и фортепиано – отличные инструменты для начинающих, особенно для детей до шести лет, потому что они помогают создать основу для других инструментов. Если у вашего малыша есть сильное желание выучить определенный инструмент, поговорите с его учителем музыки, чтобы убедиться, что это хороший выбор для его возраста.

Учитывайте, что в доме будет шумно

Есть способы избежать раздражения соседей и остальных членов семьи во время музыкальной практики. Вы можете создать тренировочную комнату со звукоизоляцией, сделанной своими руками, с толстыми коврами и плотными шторами. Хорошее общение также может решить множество проблем, поэтому поговорите с соседями и семьей, чтобы определить лучшие время для практики перед тем, как ваш ребенок начнет занятия.

Проанализируйте сколько времени у вашего ребенка и у вас

Дети школьного возраста часто занимаются спортом и посещают различные кружки, которые занимают много свободного времени. Убедитесь, что ваш ребенок может вписаться в уроки музыки, не испытывая при этом чрезмерного стресса и не позволяя своим занятиям в школе страдать. Если у него или нее уже есть полный график, необходимо будет принять некоторые решения о том, что является наиболее важным.

Хотя большая часть времени будет ложиться на плечи вашего ребенка, вам все равно нужно будет убедиться, что он практикует и посещает уроки. Также нужно будет отвезти его туда и обратно на уроки и найти, чем заняться, пока он там.

Учитывайте стоимость

Стоимость может быть наиболее важным фактором для некоторых людей. Покупка инструмента может потребовать больших затрат, но у вас есть несколько вариантов. Подумайте об аренде инструмента в музыкальной студии или покупке поддержанного инструмента, на первое время. В школах даже могут быть инструменты, которые ваш ребенок может использовать некоторое время. Книги и ноты часто можно найти в Интернете. Стоимость самих уроков является еще одним соображением. Онлайн-уроки часто дешевле, чем индивидуальные, поэтому обязательно изучите этот вариант.

Музыка – это то, что он или она возьмет с собой на всю жизнь. С некоторым тщательным планированием и творческим подходом каждый ребенок должен быть в состоянии изучить игру на инструменте, если будет к этому желание.

Рекомендации, если ребенок не хочет заниматься музыкой

Резюмируем:

  1. Проанализируйте именно вашу ситуацию. Если вопрос о том, что делать, если ребенок не хочет заниматься музыкой, действительно важен и серьезен для вас, то спокойно, без эмоций, конструктивно сначала определите точные причины. Попытайте понять, почему именно ваш ребенок, именно в этой музыкальной школе, именно по этим музыкальным предметам не хочет учиться, еще раз проанализировав 1 столбик таблицы.
  2. Убедитесь, что у вашего ребенка не сиюминутная смена настроения на какую-то сложную задачу или негативную ситуацию, а решение, высказанное обдуманно, через несколько месяцев или даже лет послушания и некомфортного состояния.
  3. Поищите ошибки в подходе к обучению, в собственном поведении или реакции ребенка.
  4. Подумайте, что вы могли бы предпринять, чтобы изменить отношение ребенка к музыке и к музыкальным занятиям, как повысить интерес к занятиям, как разумно организовать обучение, еще раз почитав 2 столбик таблицы. Естественно, это должны быть только доброжелательные и продуманные меры! Никакого принуждения из-под палки!
  5. После того, как вы предприняли ВСЕ возможные попытки, спросите себя, готовы ли вы согласиться с решением ребенка бросить музыкалку? Не будете ли потом жалеть о скоропалительном решении, которое быстро решит проблему? Есть множество случаев, когда ребенок, став старше, обвиняет родителей, что они не переубедили его продолжать заниматься музыкой.

Конечно, лучше предупредить, чем исправлять сложившуюся проблему отказа ребенка посещать музыкальную школу. Родители должны серьезнее подойти к вопросу обучения ребенка в дополнительном учебном заведении. Определить цели этого обучения, изучить возможности ребенка и семьи по организации обучения, далее организовать это обучение, рассказать ребенку о том, что его ожидает (узнать об этом из компетентных источников, если вы сами не учились в ДМШ), и, главное, сначала спросить ребенка, хочет ли он учиться музыке?

Надеемся, что наша работа по изучению музыкальных «не хочу и не буду» и рекомендации будут полезными для вас! Помните, что из безвыходной ситуации всегда есть… несколько выходов!

«Найдите время и послушайте музыку Моцарта всей семьей. Сделайте такие семейные концерты ритуалом: зажгите свечи, включите музыку, сядьте рядом с ребенком, обнимите его… Поверьте, даже если через пять-десять минут он вернется к своим игрушкам, чудо произошло, он будет слушать музыку, он в ней будет купаться. И вечера эти он будет помнить всю свою жизнь.» – М. Казиник
Поделиться

Ошибки родителей, которые считают, что нужно отдавать ребенка в музыкальную школу


Советы тем, кто решил отдавать ребенка в музыкальную школу

Начинаете уроки слишком рано

Как правило, трех- и четырехлетним (и многим пятилетним) не хватает концентрации внимания, двигательных навыков и навыков чтения, необходимых для частных уроков музыки. Мы рекомендуем подождать до пяти или шести лет в большинстве случаев.

Если вы уверены, что ваш маленький ребенок готов, тогда пообещайте ему помочь в практике.

Тратите слишком много времени на учебу

Тридцать минут могут казаться вечными, когда тебе восемь лет, и все, о чем ты можешь думать – это мультики. На самом деле важна регулярность, а не продолжительность.

Во-первых, убедитесь, что ваш учитель оставляет вашего ученика с четкими практическими инструкциями, которые он или она понимает. Затем поработайте со своим учеником и учителем, чтобы установить практические цели. Например, медленно сыграйте эту часть песни пять раз, а затем проиграйте песню от начала до конца дважды.

Дети смогут практиковаться более эффективно в течение более короткого периода времени. Или отсутствие давления может побудить их практиковаться еще дольше!

Сомневаетесь в учителе

Родители, которые непреклонны в том, чтобы что-то делать определенным образом могут подорвать прогресс и бросить негативную тень на уроки. Считая, что ребенок должен учить этот тип музыки, играть эту песню или практиковаться по Х минут каждый день – вы стали не на тот путь. В результате отношение ученика к урокам музыки или даже к музыке в целом может быть нарушено.

Придерживайтесь принципа открытости и верьте в способность вашего учителя хорошо выполнять свою работу. Хороший учитель будет учитывать конкретные навыки, потребности и интересы вашего ученика – и результаты могут быть удивительными!

Не позволяете детям брать уроки исключительно для удовольствия

По мере того, как дети становятся старше и становятся более вовлеченными в учебу и другие внеклассные занятия, уроки музыки могут отойти на задний план. Они могут все еще наслаждаться своим инструментом, но требование ежедневной практики и достижения цели может испортить веселье. Это добавит стресс и в конечном итоге привести к отказу от занятий.

Если вы видите, что это происходит с вашим ребенком, есть еще один вариант. Измените цель уроков. Иногда, чтобы удержать ученика на уроках, требуется сдвиг в перспективе.

Работаете с одним учителем слишком долго

Если с вашим учителем что-то не получается по каким-либо причинам – они постоянно опаздывают, не справляются с репертуаром – может быть, настало время для непосредственного решения проблем или даже время двигаться дальше.

Как и в любых отношениях, учитель-ученик со временем меняется. Если ваш ученик выражает желание или необходимость перемен, выслушайте его. Отличный новый учитель добавит что-то ценное в знания и опыт вашего ребенка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]