Австрийская и американская актриса Хеди Ламарр (1914-2000) вошла в мировую историю не только как одна из самых известных актрис своего времени, но также и как учёный. Пальму первенства она одержала и на научном поприще, запатентовав технологию, ставшую началом эры Wi-Fi.
Хедвиг Ева Мария Кислер появилась на свет c началом Первой мировой войны, в Вене. Будучи дочерью богатых родителей, она избежала многих тягот военных лет. Её семейство принадлежало к высшим социальным кругам, и всё вокруг способствовало становлению её будущей популярности. Хедвиг увлекалась благородными искусствами, получила образование в театральной школе и уже в 16 лет покинула семью ради карьеры актрисы.
Съёмки в кино
Дебютом юной кинозвезды стали съёмки в фильме «Девушка в ночном клубе» (1930). Однако наибольшую популярность ей даровала лента с кричащим названием «Экстаз». Снятая в 1933 году, она наделала немало шума и успела попасть в списки запрещённых к показу кинокартин. Виной тому – сцена купания. В этом же году она вышла замуж за оружейного фабриканта и обладателя миллионов Фрица Мандля. Интересно, что он пытался выкупить из проката все существовавшие на тот момент копии скандального фильма с участием его супруги, которые только были доступны в Вене. Также он запретил ей сниматься в кино. И хотя их брак не продлился долго, этот запрет стал судьбоносным в жизни Хедвиг.
После расставания фрау Мандль переезжает в Америку, где подписывает контракт с Луисом Майером, основавшим киностудию «MGM». По его совету она берёт псевдоним, чтобы не вызывать ассоциаций с образом девушки из «Экстаза». Всего за свою карьеру Ламарр приняла участие в съёмках 31 фильма, в каждом из которых она играла роль роковой красотки, коей она была и в жизни.
Кто такая Хеди Ламарр и чем она прославилась?
В понедельник, 9 ноября, исполняется 101 год со дня рождения знаменитой голливудской актрисы Хеди Ламарр. Она прославилась не только своей ролью в первом эротическом фильме, но и вкладом в мировое торпедостроение.
АиФ.ru рассказывает, кем была Хеди Ламарр и чем она прославилась.
Хеди Ламарр (настоящее имя — Хедвиг Ева Мария Кислер) родилась 9 ноября 1914 года в еврейской семье в столице Австрии Вене. Мать была пианисткой, отец — банкиром. Девушка росла трудным подростком, в 16 лет она решила бежать из дома.
Статья по теме
Безмолвные образы. 5 российских актрис немого кино
Родственники тогда прочили ей будущее на панели, но этого не произошло. В 1930 году Ламарр дебютировала в немецком фильме «Девушка в ночном клубе» (1930). А всего через три года она вписала своё имя в историю мирового кинематографа, став первой актрисой, появившейся на экране полностью обнажённой. Её 10-минутная сцена купания в лесном озере в фильме «Экстаз» вызвала бурю эмоций и сделала Ламарр настоящим секс-символом 30–40-х гг.
В том же году Ламарр вышла замуж за 33-летнего австрийского оружейного магната Фрица Мандла, который заработал огромное состояние на поставках своей продукции по всему миру. Мандл был очень ревнив и категорически запретил супруге сниматься в кино.
Муж всегда брал красавицу Ламарр на различные важные приёмы. Во время них актриса, в частности, познакомилась с Адольфом Гитлером и Бенито Муссолини.
Статья по теме
Счастливчики или несчастные? Все мужья Мэрилин Монро Оказавшись без любимой работы, актриса со скуки занялась самообразованием. Она часто посещала производственные лаборатории мужа, пыталась вникнуть во все технические тонкости процесса. В то время на заводах Мандла шла работа над созданием торпед, управляемых с помощью радиоволн. Австрийские специалисты стремились создать такие подводные снаряды, которые смогли бы устойчиво работать в условиях создаваемых противником помех. Не имея никакого специального образования, Ламарр сумела понять, как это сделать. Удалось ли актрисе совершить это открытие самой или же ей кто-то помог, до сих пор является предметом дискуссий.
Не желая делиться своим открытием с Гитлером и его союзниками, Ламарр в 1937 году уплыла в Нью-Йорк. На теплоходе «Нормандия» девушка подписала контракт с основателем студии «Метро Голден Майер» Луисом Майером, а заодно взяла псевдоним Хеди Ламарр — в честь американской киноактрисы Барбары Ла Мар.
В 1942 году Ламарр запатентовала систему удалённого управления торпедами с помощью радиопередачи, которую очень сложно перехватить или заглушить. Впоследствии во время Второй мировой войны её использовали ВМС США.
В Голливуде Ламарр снялась в 55 фильмах, её картины очень любил президент США Франклин Рузвельт. Он считал, что такое кино помогает американцам справиться с экономическими трудностями и преодолеть последствия Великой депрессии.
За свою жизнь Ламарр шесть раз выходила замуж, у неё родились трое детей. 19 января 2000 года актриса на 86-м году жизни скончалась в городе Орландо во Флориде. Прах актрисы, согласно завещанию, был развеян на её родине в Венском Лесу.
Барбара Ла Мар (28 июля 1896 – 30 января 1926) — легенда американского немого кино, танцовщица, сценарист, прославилась в амплуа женщины-вамп.
Научная деятельность
Первый муж актрисы вращался в высших кругах. Мандль настолько трепетно относился к своей Хедвиг, что даже брал её на собрания, посвящённые обсуждению военно-политических вопросов. Постоянное присутствие на подобных конференциях сделало её сведущей в делах, касающихся вооружения. Поскольку актёрство было под запретом, Ламарр углубилась в самообразование и, не имея технического образования, смогла, тем не менее, выдвинуть научную гипотезу, нашедшую впоследствии применение.
Это была технология, позволявшая эффективно управлять торпедами при помощи радиочастот. Дело в том, что сигнал, передаваемый на расстоянии радиоуправляемым ракетам и торпедам, нивелировался противниками посредством «глушилок». Хеди Ламарр предложила разделить этот сигнал на несколько частей и каждую из них передавать на разных радиочастотах, что позволило бы противостоять помехам. Эта технология получила название FHSS, также известной как метод «переменных частот», и сейчас используется в таких современных протоколах, как Bluetooth, Wi-Fi, а также GSM.
Таким образом, Хеди сломала киношный стереотип о себе, как о глуповатой красотке. С её именем отождествляется день изобретателя, празднуемый 9 ноября в Австрии, Германии и Швейцарии.
Развитие карьеры
В 1930 начинающая артистка смогла получить небольшую роль (девушка за столиком в ночном клубе) в романтической комедии «Деньги на улице» за гонорар в 5 долларов. Спустя год она появилась в комедийной ленте «Буря в стакане», премьерный показ которой был приурочен к открытию в Вене кинотеатра Sascha-Filmpalast, а также в сатиричной ленте «Багаж господина О.Ф.».
Рост Хеди Ламарр – 170 см
В тот период талантливая дебютантка с безупречной внешностью впечатлила знаменитого режиссера и руководителя столичного Немецкого театра Макса Рейнхардта. Он пригласил Хеди в Берлин и давал ей уроки драматического искусства.
В 1932 девушке доверили сыграть главную роль в картине «Не в деньгах счастье», где ее коллегами по съемочной площадке стали звезды тех лет – Ганс Мозер и Хайнц Рюман. Но мировую известность она получила через год, с выходом нашумевшей мелодрамы с элементами эротики «Экстаз».
Хеди Ламарр в фильме «Не в деньгах счастье»
Впервые в истории кино на экране продемонстрировали «обнаженную» сцену – героиня Хеди купалась в озере голой. Общественность и церковь осудила картину. Власти ряда стран запретили ее показ. Тем не менее, на Венецианском фестивале фильм был отмечен Кубком за лучшую режиссуру, а впоследствии был включен в Топ-10 самых известных чехословацких киноработ довоенного периода.
В 1937 девушка сбежала от мужа-миллионера в Париж, получила развод и отправилась в Лондон, где познакомилась с Луисом Бартом Майером, основателем киностудии MGM.
Майер счел ее «восхитительной брюнеткой» и «самой красивой женщиной в мире» и предложил контракт на 125 долларов в неделю. Молодая, но далеко не глупая красавица его отклонила. Но затем, оказавшись с ним на одном лайнере, направлявшемся в Нью-Йорк, Хеди сумела получить более выгодный договор – на $500 в неделю. Тогда же, по совету кинопродюсера и его супруги Маргарет, поклонницы легенды немого кино Барбары Ла Марр, она решила сменить имя на псевдоним Ламарр, чтобы дистанцироваться от репутации «той самой леди из „Экстаза“»
Дебют актрисы в американском кино состоялся в 1938. Она сыграла роль возлюбленной главного персонажа Пепе (актер Шарль Буайе) в драме «Алжир». Этот фильм критики называли источником вдохновения для сценаристов знаменитой ленты «Касабланка». В дальнейшем ее карьера сделала головокружительный взлет и принесла баснословные гонорары в $30 млн.
Хеди Ламарр в фильме «Алжир»
В 1939 в прокат вышла картина «Леди из тропиков», где она выступила в ключевой роли Манон, а ее партнером был популярнейший актер Роберт Тейлор в роли Билла. Затем она снялась вместе с «королем Голливуда» Кларком Гейблом в приключенческой ленте «Шумный город», а также в комедийной драме «Товарищ Икс». Тогда же вышла кинокартина «Я возьму эту женщину», где Хеди снова играла центральную героиню, а ее коллегой по площадке стал знаменитый Спенсер Трейси.
Хеди Ламарр в фильме «Я возьму эту женщину»
В 1941 с участием Ламарр было выпущено три фильма: «Приходи со мной жить», «Девушки Зигфилда» и «Г.М.Пульхэм Эсквайр». Ее партнерами по съемкам в этих проектах были такие известные персоны как Джеймс Стюарт, Иэн Хантер, Джуди Гарланд, Ван Хефлин. Спустя год она появилась в детективе «Перекресток», в комедии «Равнина Тортилья», а также в драме «Белый груз», экранизации романа Иды В. Саймонтон «Игровая площадка дьявола». Эту киноработу считают наиболее известной и успешной из ее фильмов эпохи MGM.
Хеди Ламарр в фильме «Игровая площадка дьявола»
В 1944 году на экраны вышел триллер «Рискованный эксперимент». Киноактриса сыграла ключевую героиню Алиду, страдавшую от контроля безумно ревнивого мужа (Пол Лукас). В реальной жизни звезде к тому времени наскучили роли в фильмах MGM, где режиссеры делали ставку исключительно на ее красоту и не давали возможности в полной мере продемонстрировать искусство перевоплощения.
Поэтому, сыграв прекрасную принцессу Веронику в последней по контракту ленте «Ее высочество и посыльной», она на время покинула студийную систему, создала в партнерстве с известным продюсером Джеком Чертоком собственную производственную кинокомпанию и представила в 1946 нуарную ленту «Странная женщина». Ей удалось вырваться из амплуа сексуальной красотки и воплотить многогранную, проникнутую психологизмом роль Дженни. Многие критики называли эту работу лучшей в карьере кинозвезды.
Хеди Ламарр в фильме «Странная женщина»
В 1949 актриса сыграла главную героиню исторической драмы «Самсон и Далила», ставшей наиболее успешным ее кинопроектом того периода. Картина оказалась самым кассовым фильмом года и получила из пяти номинаций два «Оскара» – за наилучшую режиссуру и дизайн костюмов.
После 1950 карьера красавицы-кинодивы пошла на спад, она стала лишь изредка появляться на экране. В 1957 она сыграла в фэнтезийной ленте «История человечества», а спустя год вышла последняя картина с ее участием – драма «Самка», где Хеди предстала в образе пресыщенной славой стареющей актрисы.
Хеди Ламарр в фильме «Самка»
В свободное от съемок время голливудская кинозвезда занималась любимым хобби – изобретениями. Среди ее удачных экспериментов был улучшенный светофор, защита сигнала управляемых торпед, оптимизация самолета ее любовника, пионера авиации и режиссера Говарда Хьюза, среди неудачных – шипучие таблетки для создания газированных напитков.