Пьер Ришар: нигде меня не ждут так, как в России


Я у деда дурачок

На самом деле Пьера Ришара зовут по-другому. Это лишь часть имени, полностью же оно звучит так: Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефе. Его дедушка Дефе владел текстильной фабрикой и большим замком с прилегающим к нему парком — он происходил из старой, слившейся с аристократией буржуазии и окончил Политехническую школу, французский аналог Гарварда. Второй дедушка, Аргимиро, был итальянским иммигрантом, в молодости таскавшим на своей спине рельсы: строительный бизнес он начал на копившиеся годами медяки. Итальянец Аргимиро разбогател и купил небольшой замок, но при этом остался простолюдином.

Пьер Ришар рос между двумя мирами: в одном шофер возил его в школу на «Роллс-Ройсе» и снимал каскетку, распахивая дверь машины, во втором вся семья ела из одного блюда политые растопленным колбасным жиром спагетти. Отец Ришара, молодой человек из семейства Дефе, бросил его мать (позже он пустил по ветру все семейное состояние), так что детство будущего мсье Перрена безоблачным не было. Особенно туго приходилось ему в закрытых пансионатах: там мальчика безжалостно лупили, и, чтобы отделаться от обидчиков, он научился их смешить. Учиться он не любил и не собирался этим заниматься: чтобы дедушка Дефе от него отстал, мальчик талантливо изображал дурачка. Так рождалась маска, которая позже принесла ему славу. Большим ударом для мальчика стал визит посетивших деда учителей из его католического пансиона, аббатов, видавших и не таких хитрецов. К своему величайшему изумлению, дедушка Дефе узнал, что у его внука острый ум. Учиться ему все-таки пришлось, бакалавром он стал, но надежды аристократических родственников Пьер Ришар все равно растоптал.

Актер, преступник, сердцеед: 5 лучших ролей Пьера Ришара

«Игрушка» (Le jouet, 1976, реж. Франсис Вебер)

История мужчины, неожиданно для себя ставшего в прямом смысле живой игрушкой для избалованного сына влиятельного босса. Фильм содержит отчетливый социальный подтекст с критикой потребительского образа жизни, но мы помним его в первую очередь за очаровательную роль Пьера Ришара. Его открытость и искренность в отношении своего нового хозяина, а потом и друга, подкупают зрителя.

Благодаря неординарному комическому таланту актера журналист Франсуа стал хрестоматийным персонажем в кинематографе, с которого списали многие роли — см. даже наш российский «Подарок с характером».

«Укол зонтиком» (Le coup du parapluie, 1980, реж. Жерар Ури)

Уморительная пародия на фильмы о Джеймсе Бонде и криминальные итальянские картины 70-х одновременно, пропитанная черным юмором. Пьер Ришар играет незадачливого актера, который, согласившись на роль киллера в постановке, случайно стал членом мафии и впутался в криминальную историю.

Восхищает умение Ришара удержаться на грани между откровенным издевательством над жанром и драматизмом. По пятам за его героем идет настоящий убийца, и в кадре периодически возникает напряжение не хуже, чем в фильмах Альфреда Хичкока — все из-за удивительного обаяния забавного дурачка.

«Невезучие» (La chèvre, 1981, реж. Франсис Вебер)

Дуэт Вебера и Ришара подарил зрителям ряд прекрасных комедий. Компанию Пьеру регулярно составлял Жерар Депардье в расцвете своей карьеры. Так, в «Невезучих» эта парочка разыгрывает странный союз профессионального детектива и бухгалтера-неудачника, чей «талант» встревать в неудачные ситуации должен вывести на след похищенной девушки, которой тоже не везет.

Сыгравший второго героя Ришар забавляет зрителя своим невротичным перфекционизмом и уморительными, но ни к чему хорошему ни приводящими попытками взять расследование в свои руки.

«Беглецы» (Les fugitifs, 1986, реж. Франсис Вебер)

И еще один фильм от трио Ришар — Депардье — Вебер, и снова пародия на криминальные фильмы. Безработный Франсуа Пиньон (Ришар) пытается организовать вооруженное ограбление банка. Разумеется, все идет не по плану: полиция окружает его со всех сторон, и единственное, что приходит неопытному преступнику в голову — взять заложника. Им оказывается экс-бандит Жан (Депардье), который вышел на свободу после «отсидки» и собирался завязать с криминальным прошлым навсегда.

Можно в очередной раз удивиться тому, как Ришар умудряется наполнить обаянием и человечностью даже не слишком симпатичную роль. Даже преступники в его исполнении обретают шанс быть понятыми зрителем — Пиньоном движет не жажда наживы, а забота о дочери.

«1001 рецепт влюбленного кулинара» (Shekvarebuli kulinaris ataserti retsepti, 1996, реж. Нана Джорджадзе)

Пьер Ришар всегда был необычайно близок по духу зрителям стран СНГ — неудивительно, что грузинский режиссер Нана Джорджадзе заманила его в свой международный проект с участием россыпи звезд кино (от Александра Роднянского в качестве продюсера до композитора Горана Бреговича).

Ришар с удивительной теплотой играет роль знатно покутившего в молодости повара-путешественника, который случайно попадает в далекую Грузию, где находит массу приключений и свою последнюю любовь. Эта авантюрная комедия доказывает, что талант актера безграничен — он хорош и как комедийный актер, и как пожилой сердцеед.

Как Ришара за эксгибициониста приняли

К славе он шел медленно, поднимаясь к ней с самого дна профессии — из кабаре, театров-кафе, со сцен мюзик-холлов. Вместо того чтобы поступить в университет, Ришар пошел на драматические курсы, после них начал работать в театре Жана Вилара — Национальный Народный театр был чрезвычайно серьезным учреждением культуры, настоящим храмом Мельпомены, но там у него не задалось.

У Вилара он не получал больших ролей, а ему хотелось быть первым актером в серьезном классическом репертуаре. В дальнейшем нереализованное юношеское желание изменило его судьбу, но пока что все вело Пьера Ришара в другую сторону — где его ждали деньги и слава. Пластичный и сильный, великолепный танцор (ему прочили балетную карьеру), Ришар во многом походил на своего Перрена — он был таким же растяпой и временами оказывался также нелеп. Получив роль солдата в «Макбете», он прекрасно умер — согнулся и упал в конвульсиях так, что ему поаплодировали. А затем уснул на сцене и проспал смену декораций — в следующей сцене убитый солдат оказался в спальне леди Макбет, зрители обнаружили его из-за сильного храпа. Самым ужасным оказалось то, что Ришара никак не удавалось растолкать.

Позже, в пору успеха, поднявшись на свой этаж в отеле, Ришар увидел человека в одних трусах. Решив, что на этаже есть бассейн, он вышел из номера в плавках и с полотенцем через плечо — тут-то его и схватили. Охрана разыскивала разгуливавшего по этажам эксгибициониста, Ришара приняли за его сообщника.

При этом Ришар оставался цепким и хватким деловым человеком, видимо, складывались гены обоих дедушек. Тайминг и расход пленки он контролировал лучше помрежей, позже он основал собственную кинокомпанию. И при этом мог пролить томатный соус на костюм сидевшего рядом с ним на банкете, не ждавшего такого подвоха Жерара Депардье — с этого и началась их многолетняя дружба.

С Перреном Пьера Ришара роднило еще одно важное свойство. Этому недотепе феноменально везло с женщинами. Ришар говорил журналистам, что постельная гимнастика лучший способ сохранить бодрость и физическую силу. Женился он в 1970 году на балерине Гранд-опера Даниэль Миназзоли, тогда ему было 36. Она родила ему двоих сыновей, и через 12 лет они мирно разошлись. После этого Ришар жил с актрисой Мюриэль Дюбрюль, потом с марокканкой Айшей, которая была моложе него на 34 года. Вторая жена, бразильянка Сеула Ласерда, моложе Ришара на 30 лет. До знакомства с ним европейского кино она не смотрела и понятия не имела, кто за ней ухаживает. Но это ничему не помешало.

Пьер Ришар отмечает юбилей

Сегодня трудно поверить в то, что в юности Ришару не сильно везло в театре: ему в основном доставались роли второго плана. Начинающему актеру приходилось подрабатывать выступлениями на подмостках кафе-театров, рядовых кабаре и мюзик-холлов. Также долго не складывалась карьера в кино. Первое появление Ришара на экране состоялось в 1958 году в картине «Любовники Монпарнаса» с участием легендарного Жерара Филипа и незабываемой Анук Эме. Однако и на этот раз ему досталась совсем маленькая роль одного из студентов в художественной школе. В результате имя Ришара даже не было указано в титрах.

По-настоящему серьезной роли в кино ему пришлось ждать еще десять лет. В 1967 году Ришара пригласил режиссер Ив Робер для съемок в фильме «Счастливчик Александр». После этого на него посыпались предложения со всех сторон. Примечательно, что взлетом карьеры комик обязан именно Роберу, который выступил продюсером ленты «Рассеянный» (1970), а двумя годами позже снял ставшей культовой комедию «Высокий блондин в черном ботинке», в которой Ришар гениально исполнил застенчивого, рассеянного и одновременно чертовски везучего скрипача-суперагента Франсуа Перрена.

Серия эксцентричных комедий, в которых актер снялся в дальнейшем, принесла ему мировую славу — «Игрушка», «Укол зонтиком», «Невезучие».

Сегодня, спустя полвека, после первого появления на экране, и несмотря на солидный возраст, Пьер Ришар по-прежнему полон сил и творческих планов: постоянно ищет идеи для своих спектаклей, играет в новых фильмах. Только этой зимой во Франции на экраны вышла картина с его участием «Бумажные души» (Les аmes de papier). А в июне актер с огромным успехом отыграл на сцене знаменитой парижской «Олимпии», что на бульваре Капуцинок.

На вопрос, в чем же заключается секрет его бодрости и творческого долголетия, актер отвечает просто: «Чем меньше я думаю о своих годах, тем лучше чувствую себя! Если бы я каждый день напоминал себе, что мне вот-вот стукнет 80 лет, то, наверное, у меня не было сил даже вылезти из кровати». «Надо постоянно поддерживать в себе интерес к окружающему миру, открывать новые источники вдохновения, и позволять жизни удивлять себя, — добавляет Ришар. — Пожалуй, это самый ценный совет, который я могу сегодня дать молодым».

У актера есть два сына, родившиеся от первого брака, — Оливье и Кристоф. Оба они музыканты. После развода со своей первой женой, балериной парижской «Гранд Опера», он вступал в брак еще трижды. В настоящее время его спутницей является в прошлом бразильская топ-модель Сейла Ласерда. Она моложе Ришара почти на 30 лет.

Осень Перрена

Как прекрасна судьба состоявшегося человека, который может не думать о том, что ему надо казаться успешным! Ришар жил, как хотел, — не в квартире, а на пришвартованной к набережной Сены барже. После того как у него украли «Порше» (видимо, тут вновь сказались гены его Перрена), ездил на стареньком «Ситроене». Гонял по проселочным дорогам на дребезжащем от древности мотоцикле. Носил купленную в незапамятные времена одежду.

Ришар был нонконформистом и не хотел идти проторенными дорогами, повторять путь де Фюнеса, игравшего одни и те же роли до тех пор, пока он намертво не слился со своей маской. Он искал новое — порой за этим следовала удача, иногда все было по-другому. Фильмы Франсиса Вебера «Игрушка», «Невезучие», «Папаши», «Беглецы» принесли ему новый успех (но кассовым он был далеко не всегда). Потом Вебер уехал в Голливуд, и Ришар остался без своего режиссера. Он по-прежнему много снимался, иногда по несколько раз в год, искал новое, разочаровывая полюбивших Перрена зрителей, и от него медленно, но верно ускользал статус «звезды» первой величины. Что ж, не беда — Пьер Ришар вернулся на театральную сцену и много играл. В 1996-м он снялся в Грузии в фильме Наны Джорджадзе «Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара». Ришар получил приз за лучшую мужскую роль на фестивале в Карловых Варах, но прежний успех это не вернуло.

Спокойная жизнь, наступившая после большой славы, тоже может быть интересной. Пьер Ришар в свое удовольствие играет в театре и снимается, когда хочет, много занимается поместьем и виноградными лозами. Он борется с ложной мучнистой росой и филлоксерой — и ни о чем не жалеет.

Актер Пьер Ришар сделал заявление по Крыму и привел украинцев в ярость

Популярнейший французский актер в прошлом году отпраздновал 85-летие. За плечами успешная кинокарьера не только в качестве актера, но и режиссера. Хотя фильмотека у Ришара сравнительно небольшая для актеров такого уровня – меньше семидесяти картин. Дело в том, что свою первую кинороль он получил в возрасте тридцати трех лет. Например, его друг актер Жерар Депардье, к тридцати трем годам уже сыграл более пятидесяти киноролей, а всего на счету Депардье уже более двухсот фильмов!

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:«ЧЕ ВЫ ДЕЛАЕТЕ!?»: ГРОМКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПУТИНА В КРЫМУ ОТНОСИТЕЛЬНО УКРАИНЫ

Но не только поздний старт помешал актеру собрать большую коллекцию ролей, он всегда очень тщательно относился к выбору сценария и режиссера. Может быть поэтому, все его персонажи так популярны и знамениты.

У Пьера Ришара особое отношение к России. В свое время он был одним из первых западных киноактеров, кто не побоялся приехать в СССР. И, пожалуй, он был первым из них, кто проводил творческие вечера с советской публикой. Ришар всегда признавался в любви к русской культуре и, особенно, к театру. Несмотря на свой комедийный жанр, он очень любит творчество Толстого и Достоевского.

Пьер Ришар неплохо ориентируется в истории России, и любит об этом поговорить. Когда один из российских журналистов хотел в шутку это проверить, и спросил в каком году в России отменили крепостное право, Ришар почти не задумываясь дал верный ответ – в 1861.

Несмотря на преклонный возраст Пьер Ришар регулярно приезжает в Москву и Санкт-Петербург. Причем в Санкт-Петербург даже чаще. Вот и в прошлом году он посетил оба города. В этот раз он привозил свой новый моноспектакль “Пьер Ричард III”.

Ришар много и охотно встречался с российскими журналистами, а также был гостем программы «Вечерний Ургант».

Когда его спросили, хочет ли он, как и его друг Депардье получить российский паспорт, Ришар вполне серьезно ответил, что возможно он смог бы жить в Санкт-Петербурге, но в отличии от Депардье, он в своих решениях несамостоятелен, так как у него большая семья, много внуков и правнуков.

«Вопрос переезда, это даже не вопрос выбора страны или города, а смены жизненного уклада моей семьи, которая уже несколько поколений живет в Париже»

На вопрос почему Ришар не приезжает с визитом в Крым, он ответил, что и в прежние годы не рассматривал Крым как место своих гастролей, хотя побывать там, наверное, хотел бы. Депардье рассказывал ему что уже несколько раз посещал Крым, и не только как частный гость, но и как официальное лицо на различных фестивалях.

Но личный адвокат предупредил Ришара, что все его страховки, включая медицинскую, прекращают действовать на территории Крыма. А в 85-летнем возрасте пренебрегать таким предупреждением было бы крайне неосмотрительно, пояснил актер.

«Когда меня спрашивают, а как вы относитесь к тому, что в 2014 году украинский Крым вдруг стал русским, я всегда отвечаю, что для меня он стал русским еще в восемнадцатом веке при Екатерине Второй. Когда я учился, в учебниках истории именно так было написано. И если честно, я больше доверяю тем старым учебникам, чем нынешним. Сейчас вокруг мировой истории очень много политических интриг. В мои молодые годы интриги тоже были, но хотя бы историю никто не трогал…»

Как известно в незалежной правду не сильно жалуют, поэтому после такого ответа на Украине разразилась настоящая истерика среди ярых патриотов. Звучат призывы запретить актеру въезд в страну, хотя он туда даже и собирается. Многие заявили что больше не будут пересматривать замечательные фильмы с участием актера, но кому от этого хуже?

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:ЧЕМ ЗАКОНЧИТСЯ ПОПЫТКА УКРАИНЫ СИЛОЙ ОТБИТЬ КРЫМ

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:АМЕРИКАНСКИЕ СМИ: РЕШЕНИЕ ЗАКРЫТЬ СЕВЕРО-КРЫМСКИЙ КАНАЛ МОЖЕТ ОБЕРНУТЬСЯ ФИАСКО ДЛЯ КИЕВА

Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: