Как бороться с детской ленью — дельные советы

К Вашему сведению, лень может проявляться в ребенке с самого рождения. Многие ученые даже говорят о ее генетическом происхождении. Новорожденному по инстинкту положено криком давать знать о том, что он голодный или мокрый. Но некоторые младенцы (их, конечно, мало) проявляют пассивность. Они молчат, а в результате теряют в весе, становятся слабыми. А это уже признаки заболевания.

С возрастом лень проявляется в нежелании выполнять элементарные действия по самообслуживанию: садиться на горшок, одеваться, убирать игрушки. С поступлением в школу она вырастает в серьезную проблему – нежелание учиться.

Отсутствие ясной мотивации – это и есть лень.

Иногда даже взрослый человек не всегда понимает, зачем он что-то делает. Ребенок же при отсутствии жизненного опыта и необходимости принятия самостоятельных решений совсем не понимает настоящих целей того, что просят или требуют от него взрослые.

Также детская лень может быть вызвана природным инстинктом самосохранения, подсознательной потребностью сбережения энергии. Если ребенок устал или заболел, он не станет бегать, прыгать, играть. Такое поведение для многих родителей является сигналом к действию.

В школах часто наблюдается социальная лень. Активный дома ребенок в классе затаивается, старается вести себя незаметно. Он не нарушает дисциплину, но и не делает много из того, что выполняют другие дети. Он просто по-тихому уходит от общественной деятельности. Учителя его не ругают, потому что не за что. Но однажды он может проявить себя с совершенно неожиданной стороны. Двоякость поведения часто бывает опасной.

В большинстве случаев детская лень развивается от неправильного поведения взрослых.

В семье – от чрезмерной опеки со стороны родителей, в детских садах и школах – от пассивности педагогов. Чаще всего праздность поражает тех детей, в которых не верили, ограничивали их свободу и самостоятельность.

Как бороться с детской ленью?
  1. Истинное трудолюбие обоих родителей покажет ребенку, что нельзя все время бездействовать. Если, например, папа с утра до вечера будет работать, а мама болтать по телефону и лежать на диване (или наоборот), правильного воспитания не получится.
  2. Вовлечение в совместную деятельность – хороший способ воспитания трудолюбивой и ответственной личности. Просьба о помощи вселяет в ребенка уверенность, что он нужен и полезен для семьи или других взрослых.
  3. Самостоятельное исполнение порученного дела развивает не только трудолюбие, но и смекалку, умение принимать решения. Родители должны проявлять такт и терпение. Ведь у ребенка нет опыта, значит, он имеет право на ошибку. Задача взрослого – подсказать, показать, как следовало бы сделать, чтобы получить хороший результат.
  4. Поощрение, похвала за любой вид деятельности с самого малого возраста. У каждого человека должен быть стимул. Ребенку он обязательно нужен. Но в этой ситуации важно избегать шантажа: «Гулять не пойдешь, пока то-то не сделаешь».
  5. Любое дело должно приносить удовольствие. Если ребенок пока не понимает, какую пользу для себя он получает от выполненной работы, но видит, как радуются взрослые, он испытывает удовлетворение собой.

Воспитать трудолюбивого человека непросто. Но взрослые, на то они и взрослые, чтобы помочь ребенку не стать трутнем, обузой для семьи и общества.

«Как бороться с детской ленью?». Консультация для родителей

Светлана Александровна Мажова

«Как бороться с детской ленью?». Консультация для родителей

«Как бороться с детской ленью?». Консультация для родителей

Если ваш ребенок ленится, стоит задуматься о том, как исправить ситуацию.

Не забывайте, что дети впитывают все то, что делают и говорят родители, поэтому в первую очередь присмотритесь к собственному поведению. Если вы вместо приготовления ужина заказываете пиццу на дом, оставляете на ночь грязную посуду в раковине, вечернюю прогулку заменяете на «просиживание»

за компьютером или на просмотр телевизора, а вместо утренней зарядки нежитесь в постели лишние двадцать минут — ребенок просто берет с вас пример! Вам нужно изменить собственное поведение, чтобы малыш равнялся на вас.

Поощряйте самостоятельность ребенка и помните, что чрезмерная опека лишь вредит ему. Ничего страшного не случится, если малыш подметет пол не так чисто, как это сделали бы вы, или же разобьет одну чашку из сервиза, пока расставляет их в серванте. Это не беда и не трагедия!

Не наказывайте принудительным трудом («За непослушание сегодня будешь мыть посуду!»

,
«Раз не сделал уроки — иди убирайся в комнате!»
). Подобные взыскания вызовут в ребенке отвращение к любой работе и абсолютное нежелание трудиться. А нежелание трудиться, в свою очередь,
породит лень.
Почаще давайте ребенку мелкие поручения, только делайте это не приказным тоном, а в форме просьбы. Так малыш почувствует, что вы доверяете ему — это повысит его самооценку. Не ругайтесь, если у него что-то не получается с первого раза, лучше спокойным и доброжелательным тоном объясните, как можно все исправить.

Составьте расписание домашних дел для всех членов семьи и научите ребенка его придерживаться, закрепите за ним несколько посильных занятий. Но не забывайте следовать расписанию и сами! В противном случае, наблюдая за вами, малыш однажды заявит, что не хочет сегодня убирать игрушки и сделает это завтра, потому что устал.

Следите за режимом ребенка. Помните, что помимо домашних заданий и выполнения поручений по дому, он должен гулять, играть и полноценно отдыхать (однако обращайте внимание, чтобы ребенок не злоупотреблял такими «ленивым»

досугом, как просмотр телевизора и времяпрепровождение за компьютером). Если режим сна, отдыха и работы ребенка постоянно меняется, то сбиваются и его биоритмы, а это провоцирует проблемы со здоровьем и появление плохого настроения.

Всегда поощряйте стремление ребенка помочь вам. Помните, что лень развивается именно тогда, когда вы запрещаете ему что-то делать. Выполняйте домашние дела вместе с ребенком, придумывайте игровую форму для обычных дел и не забывайте всегда хвалить его за помощь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: