Как правильно реагировать на плохие оценки детей в школе 04 октября 2020, 09:03
Доктор психологических наук, директор НИЦ «Психология личности» КазНПУ имени Абая Жамиля Намазбаева рассказала, как стоит родителям реагировать на плохие или хорошие оценки ребенка в школе, передает корреспондент .
Психолог остановилась на том, как вести себя родителям с детьми, которые получили плохие отметки в школе.
«Наша задача — не ругать детей, а найти первопричину — почему это произошло. Причин может быть много. Первая причина — нежелание учиться, то есть ребенку не привили готовность к школе, у него нет мотивации, вторая причина и самая главная, что очень много детей приходят неподготовленными к школе. Они хотят ходить, но их уровень интеллекта, готовности ниже, чем нужно. У них просто нет основы, чтобы правильно себя вести, правильно отвечать или быть успешным. Еще одна причина связана с учителями. У нас много общих проблем. Наполняемость класса, перегрузки или плохая психологическая ситуация в классе», — сказала психолог.
Она добавила, что для детей начальных классов очень высок авторитет учителя. И большинство из них приходят в школу с желанием учиться. Однако учителя не всегда чутки к своим ученикам.
«Лучше оставьте в покое оценочную ситуацию. Оставьте грубый голос. Как разговаривают с детьми родители и учителя. Они все время пытаются указывать, управлять, руководить. Надо постараться не постоянно на детей воздействовать, а научиться с ними взаимодействовать. На нормальных, человеческих условиях», — посоветовала психолог.
«В первом классе вообще эти назидания нужно оставить, нужно только хорошее, доброжелательное отношение. И тогда ребенок старается, он дома даже родителей замучает. К сожалению, учительские кадры плохо владеют психологической компетенцией, психологической культурой и не могут создать благоприятную среду общения с родителями и детьми. Создать такой климат, чтобы каждый ребенок считал себя нужным. Любить или не любить — это их право, но они должны уважать детей как личностей. Для этого нужно относиться доброжелательно, через поощрение», — отметила профессор психологии.
«Я, например, когда отдавала детей в школу в 1970-х годах, я выбирала хорошего по характеру учителя. Я ходила в школу, в ГорОНО и выбирала доброго человека в первую очередь. Не нужно ломать душу ребенка», — добавила Намазбаева.
По ее словам, у учителей есть привычка говорить отрицательное о ребенке, который что-то не умеет делать. «Это очень пагубно. А дети жизненного опыта не имеют и думают, что все у них плохо. Ребенок плачет. Так, он бедненький приходит домой. А дома ему еще и родители начинают выговаривать и ругать его за оценки», — поясняет Намазбаева.
Она также обратила внимание на проблему того, что родители забывают о своей социальной ответственности. По ее словам, всю социальную инициативу они передали школе. «Они сняли с себя эту инициативу — быть в ответе за ребенка, за его развитие. Они должны его защищать, они должны работать с учителем, помогать учителю».
По мнению профессора, не стоит и перехваливать ребенка за пятерки.
«Речь не об отметке, а о том, каким образом ребенок относится к этой отметке. Сами же учителя и родители начинают захваливать ребенка. Троечники и двоечники бывают неуверенные, эти наоборот самоуверенные. И там, и там страдают личностные компоненты.
О троечниках и отличниках
«Несмотря ни на что, судьбу такого ребенка (троечника — прим. автора) решает его основной внутренний психический стержень — его активность. Это позволяет ему быть в постоянном поиске и, как показывает жизнь, именно такие дети (троечники или двоечники в школе), в другой социальной среде добиваются значительных успехов. У них происходит чудесное саморазвитие», — отметила Намазбаева.
Соврешенно иной сценарий возникает в судьбе многих отличников. «К сожалению, постоянное поощрение, похвала, гиперопека, субъективно повышенная оценка окружающих формируют много негативных черт у этой группы школьников. Прежде всего, это завышенная и неадекватная самооценка, излишняя самоуверенность. Это приводит к тому, что иногда они остаются социально изолированными, а также снижается их активность, не говоря уже о наличии «комплекса отличника», — заключила психолог.
Как не развестись из-за воспитания ребёнка
Даже в самой дружной и замечательной семье периодически возникают разногласия. И особенно в деле воспитания детей. Как быть, если маму не устраивают папины методы или, наоборот, папа категорически не согласен с маминым подходом?
Кого должен слушать в этом случае ребёнок? И как надо вести себя родителям, чтобы не испоганить не только психику чада, но и собственные отношения?
Ситуация 1. Запрещённое разрешено
В каждой семье существует система определённых запретов для ребёнка. У кого-то непреложное табу – чипсы и вредные газировки, другие строго следят, чтобы ребёнок перед обедом не ел сладости, дабы не испортить аппетит, третьи радеют за сохранение режима и не разрешают ребёнку засиживаться у телевизора позже определённого времени и т.д.
Но бывает, что один из родителей решает эти запреты проигнорировать. Причины могут быть разные – папе надоело слушать, как канючит ребенок, выпрашивая конфету или чипсы, и он с помощью подобной поблажки попытался смотивировать чадо на уборку по дому, да и просто не захотел портить себе нервы из-за такой, по его мнению, ерунды.
Первая реакция
Понятное дело, что большинство мам в таких случаях сразу же выскажут мужу всё, что они думают о его педагогических способностях и об отношении к здоровью ребёнка. После чего торжественно объявят чаду, что они с папой совершили недопустимое. Для полноты эффекта можно ещё добавить: «Ещё раз такое повторится…»
Как правильно поступить
В первую очередь, постарайтесь сдержаться. Как уверяют психологи, даже если папа разрешил ребёнку заменить чипсами полноценный обед, вреда от этого будет меньше, чем от психологического стресса, который вызовет затеянный вами скандал.
К тому же не стоит ставить папу с ребенком на один уровень виноватых. Вообще откажитесь от идеи выставлять папу виноватым в присутствии ребёнка. Во-первых, таким образом вы безвозвратно рушите папин авторитет (а он в деле воспитания ребёнка вам ещё не раз понадобится). А во-вторых, вы даёте ребёнку оружие для дальнейшего манипулирования вами. Быстро уловив существующие между вами противоречия, он в дальнейшем будет мастерски на них играть, добиваясь желаемого. Ну и, наконец, дети болезненно воспринимают любые конфликты родителей. Ведь для ребёнка они представляются неделимым целым. А уж если причиной этих конфликтов оказывается сам ребёнок, то для него это становится мощным стрессом.
Поэтому всё несогласие с папиным решением нужно высказать ему непременно наедине. А ребёнку объяснить, что случившееся было временным отступлением от правил, которое вы с папой в данном случае сочли возможным допустить. Но в будущем постарайтесь всё же придерживаться установленных правил.
Ситуация 2. Злой и добрая
Папа демонстрирует строгость нрава. Например, требует, чтобы ребёнок вечером убрал игрушки, ругает за плохую отметку или просто ведёт себя чересчур холодно. Вам очевидно, что папа не прав. Например, малыш уже устал, и собрать игрушки ему явно не по силам, плохая оценка, на ваш взгляд, не заслуживает сурового порицания, да и вообще папины ласка и тепло ребёнку нужны не меньше, чем мамины.
Первая реакция
Вмешаться в папин процесс воспитания, высказав всё, что вы о нём думаете. После этого пожалеть ребёнка и объяснить ему, что папа не прав.
Как правильно поступить
Даже если вам кажется, что папа несправедлив, не надо тут же бросаться за ребенка заступаться, делая выговор папе.
Это не значит, что вы должны отвернуться от ребёнка, оставив его один на один с несправедливой, на ваш взгляд, ситуацией. Объясните ему, что папа просто очень расстроился из-за того, что он не убрал игрушки или получил плохую оценку. Но при этом он ни в коем случае не стал меньше любить ребёнка. Это главная мысль, которую ваше чадо должно усвоить с раннего детства – даже если родители недовольны какими-то его поступками, они всё равно продолжают его любить и будут делать это всегда. Ребёнок должен твёрдо знать, что родители никогда его не разлюбят. Потом отдельно с папой обсудите создавшуюся ситуацию, выясните, оправданна ли была его суровость или вопрос можно было решить более мягкими способами.
И после этого все вместе соберитесь за столом переговоров и спокойно, доброжелательно обсудите создавшуюся ситуацию. Если неизбежные в вашей жизни разногласия будут обсуждаться открыто и спокойно, то в будущем вашему ребёнку будет легче договариваться с окружающими и находить решение в сложных вопросах.
Ситуация 3. Рёва-корова
Не секрет, что многие папы очень болезненно воспринимают, когда ребёнок начинает плакать. Мамы, как правило, быстро находят выход из подобной ситуации – перестают разговаривать на повышенных тонах, обнимают малыша, пытаются его успокоить.
Папы же часто, наоборот, при виде слёз ребёнка, а особенно сына, буквально выходят из себя. Повышают голос, призывают прекратить истерику и т.д. Чаще всего так ведут себя мужчины, чей плач в детстве тоже не вызывал у родителей большого сочувствия и воспринимался как попытка добиться желаемого. Ну а уж плачущего сына они воспринимают вообще как катастрофу: «Ты что, как девчонка!» Не секрет, что в сознании многих родителей до сих пор живуч вредный стереотип о том, что мальчикам плакать не пристало.
Первая реакция
Часто мамы в этой ситуации встают на сторону папы и начинают требовать от ребёнка, чтобы он успокоился сию же минуту. Мама как бы сама чувствует вину за подобное поведение ребёнка и таким образом пытается её искупить. «Давай потакай истерикам, потом она/он тебе на голову сядет», – этот папин аргумент часто оказывается действеннее здравого смысла.
Как следует поступить
В данной ситуации папа находится в плену не только стереотипа о том, что плачущий ребенок – это непременно капризный истерик, но и ложного представления о том, что папе надлежит быть строгим. На самом деле папе, как и маме, в первую очередь надо быть любящим. Конечно, задача по соблюдению дисциплины и основных норм поведения обычно ложится именно на папины плечи. Но это никак не подразумевает, что папа должен демонстрировать эмоциональную чёрствость. И уж тем более – требовать её от ребёнка.
Запрет на слёзы вызывает у ребёнка страх и ощущение собственной беспомощности. Кроме того, запрет на выражение чувств (а запрет на слёзы относится к этой категории) – один из самых коверкающих психику. И заодно – взрослую судьбу вашего ребёнка.
Мальчики, с детства привыкнув к тому, что плакать им не полагается, во взрослой жизни привыкают держать все эмоции в себе. А это чревато всевозможными проблемами – как с психикой, так и со здоровьем.
Кроме того, папе девочки вообще не следует демонстрировать излишнюю суровость. Поскольку первое знакомство с миром мужчин девочка получает именно через папу. И если она сполна получала от него защиты, тепла и любви, то в будущем у неё не будет проблем с выбором достойного спутника жизни. Дочери же эмоционально холодных и излишне суровых отцов, как правило, выбирают себе в партнёры мужчин, не способных ни на тепло, ни на заботу.
Поэтому маме ни в коем случае нельзя вместе с папой призывать ребёнка «немедленно прекратить реветь». Однако и делать замечания папе в этот момент тоже бессмысленно.
Как мы уже сказали выше, ваш муж, судя по всему, сам вырос в семье, где существовал запрет на эмоции. Поэтому в первую очередь вам придётся постепенно приучать мужа раскрываться. Сделать это будет нелегко.
Интересуйтесь его чувствами, мыслями, планами, но при этом ни в коем случае не критикуйте услышанное. Муж должен почувствовать к вам доверие, понять, что вы любите его любым – и сильным, и слабым. То ощущение, которого он недополучил в детстве. Конечно, взрослому человеку сложно меняться. Но постепенно он сам научится не стесняться своих эмоций и станет с большим пониманием относиться к проявлению их у ребёнка.
Ситуация 4. Стань таким, как я хочу
Не секрет, что многие родители мечтают, чтобы ребёнок реализовал те мечты, которые дороги именно им. А потому в воспитании они пытаются привить чаду интерес именно к той сфере, в которой мечтали состояться сами. Нередки ситуации, когда каждый из родителей пытается культивировать в ребенке прямо противоположные качества, перетягивая канат на себя. Мама, например, мечтает видеть в сыне музыканта, а отец – инженера.
Первая реакция
Гнуть свою линию, рассчитывая, что рано или поздно ребёнок всё-таки признает её правоту.
Как следует поступить
Если вы хотите вырастить уверенного человека, способного добиться успеха именно в интересующем его деле, важно лишь бережно следовать природе самого ребенка, его внутренним склонностям, не навязывая своё собственное видение его судьбы.
Словом, в деле воспитания, как и в вопросах семейной жизни очень важно стараться слушать и понимать не только себя. Это позволит и с ребёнком общий язык наладить, и с супругом взаимопонимание сохранить.
Нелла Прибутковская, «Новое дело»
Шаги
Часть 1
Сохраняйте спокойствие
- Позвольте панике быстро пройти.
Когда мы получаем плохую оценку, мы паникуем (если только для вас это не привычное дело). Нам кажется, что мы потеряли наш ум, внимание, наш талант и силу. Но ведь это не то, как обстоят дела в целом. Каждый из нас может оступиться. На самом деле те ошибки, которые мы совершаем в нашей жизни, как раз и делают из нас тех людей, которыми мы являемся, они учат нас исправляться и добиваться лучших результатов в следующий раз.
Напомните себе о том, что одна плохая оценка не разрушит всю вашу учебную карьеру.
Учебная карьера состоит из множества различных тестов и контрольных работ, а не только из тех заданий и презентаций, которые вы делаете в классе. Она зависит от отношений, которые вы строите с вашими преподавателями; от влияния, которое вы оказываете на ваших друзей; и самое главное – от того, чему вы
научитесь
. Судить об успехе вашей академической карьеры по одной оценке – все равно, что судить об успехе вечеринки по одному прибывшему гостю. Такие суждения далеки от точности.
На всякий случай убедитесь, вернитесь к тесту и пересчитайте ваши балы.
Убедитесь, что преподаватель не допустил ошибки, подсчитывая ваши балы или подводя итоговую оценку. Помните: даже учителя математики допускают ошибки в подсчетах!
- Если вы все же обнаружили ошибку, проверьте еще раз и потом найдите время поговорить с вашим преподавателем. Вместо того чтобы делать акцент на ошибке – «Вы ошиблись в моем тесте, быстро поменяйте мою оценку!» – постарайтесь проявить больше понимания. Помните, что медом вы приманите больше пчел, чем уксусом. Попробуйте что-нибудь такое: «Я заметил, что вот здесь не посчитано, или я чего-то не понимаю?»
- Осторожно выясните, какие оценки получили ваши одноклассники.
Вероятно, вы не станете очень расстраиваться, если получили “3” или “3 -”, когда все остальные тоже получили “тройки”, ведь это значит, что вы получили оценку в пределах нормы. Тем не менее, будьте осторожны, когда станете выяснять оценки других – они могут не захотеть делиться с вами или пожелают взамен узнать ваш результат.
- Если ваш преподаватель пропорционально занизил всем оценки, тогда и на ваш результат будут смотреть с учетом оценок всех остальных. Таким образом, если “4 -” – максимальная оценка по тесту, тогда она становится “пятеркой”, и “тройка” превращается в ”четверку”.
Часть 2
Поиск помощи, чтобы улучшить ситуацию
- Поговорите с вашим преподавателем о возможных путях улучшить ситуацию.
Учителя обожают, когда студенты, получившие плохую отметку, выказывают желание учиться и повышать успеваемость. Это заставляет преподавателей чувствовать себя успешными, делающими правильное, хорошее дело. Поэтому если вы подойдете к вашему учителю и скажете что-нибудь вроде «Здравствуйте, Юлия Сергеевна, мне не понравилось то, как я показал себя на тесте. Можно как-нибудь про это забыть и поработать над тем, чтобы написать лучше следующую работу?», ваш преподаватель просто потеряет сознание от удовлетворения.
- Даже если это вызовет у вас трудности, вы можете извлечь много хорошего от встречи с вашим преподавателем: Преподаватель объяснит вам проблемы, в которых вы ошиблись, и идеи, с которыми не разобрались.
Преподаватель увидит, что вы хотите учиться, и может учесть это в вашей финальной оценке.
- Преподаватель может дать вам задание для дополнительных баллов.
- Попросите помощи у учеников, которые справились с тестом лучше.
Помогать другим – это приятно, и именно поэтому многие ученики, которые хорошо написали работу, помогают тем, кто справился хуже. Только убедитесь, что вы действительно потратите время на учебу и работу, а не на шутки и болтовню. И постарайтесь выбрать того, кого не считаете очень уж привлекательным, и к кому у вас нет тайной симпатии – все мы знаем, какая будет «учеба», когда мы находимся в одной комнате с парнем-красавцем или прекрасной девушкой.
Подумайте о том, чтобы рассказать родителям о плохой оценке.
Хотя вы можете этого и не делать, разговор с родителями на эту тему все же очень хорошая идея. Ваши родители беспокоятся о ваших успехах. Вот почему их волнуют ваши плохие оценки – не потому что они хотят сделать вам неприятно. Помня об этом, вам будет легче открыться перед ними и, надеемся, получить нужную помощь и поддержку.
- Ваши родители могут сесть и объяснить вам, в чем вы допустили ошибку; они могут нанять репетитора, который поможет вам с учебой; они могут также договориться о встрече с вашим преподавателем (хоть и необычно делать это после одной плохой оценки), для того чтобы узнать, как вы можете улучшить свою успеваемость.
Часть 3
Успех в следующем тесте
- Занимайтесь эффективно, не обязательно долго.
Многие считают, что учиться правильно означает учиться долго. Это не всегда верно. Целенаправленная учеба с энтузиазмом часто побеждает долгие часы монотонного труда.
Записывайте свои пометки и замечания от руки, а не на компьютере или ноутбуке.
Исследования показали, что письмо ручкой на бумаге улучшает вашу память, в отличие от простого печатания на компьютере. Это происходит из-за того, что написание букв и цифр активирует отделы головного мозга, отвечающие за моторную память. Улучшение моторной памяти означает улучшение памяти вообще и запоминание той информации, которую вы записываете.
Время от времени делайте перерыв, чтобы освежать память.
10-и минутные перерывы раз в час помогают в запоминании и освоении материала. Одну шестую часа вы можете потратить на то, чтобы пройтись, поиграть с собакой или позвонить вашему другу и посочувствовать ему, прежде чем возвращаться к учебе.
Сделайте тренировочный тест перед реальным тестом.
Тренировочные тесты – отличное решение, если вы сможете их раздобыть. Они дают вам хорошее представление о проблемной области ваших знаний и о том, над чем вам нужно еще поработать. Практика – путь к идеальному результату.
Постарайтесь не зубрить.
Если вы можете обойтись без зубрежки, лучше от нее отказаться. Она изматывает, ухудшает ваше понимание материала и иногда снижает вашу уверенность в своих силах.
Хорошо выспитесь перед контрольной.
Исследования показали, что каждый потерянный час ночного сна увеличивает уровень стресса на 14%. Это не кажется такой уж проблемой до тех пор, пока вы не увидите, насколько стресс влияет на вашу успеваемость. Так что хорошо высыпайтесь как минимум несколько ночей перед важной контрольной, чтобы дать вашему телу максимальные шансы на успех.
Хорошо позавтракайте утром перед тестом.
Ваш мозг и ваше тело требуют топлива для того, чтобы хорошо справиться с контрольной. Так что отличный завтрак – важный приоритет, который не стоит упускать из виду. Попробуйте несладкие каши, цельнозерновую выпечку, йогурты и мюсли, овсянку и свежие фрукты, чтобы дать вашему телу необходимую энергию для прекрасных результатов.
К маю родительская тревога по поводу школьной аттестации достигает апогея. Дети уже устали от занятий и думают о каникулах. Взрослые устали ещё больше: позади тяжелая зима, бессонные ночи, подготовка детей к контрольным… И вот, когда перед концом учебного года остался последний рывок, нервы начинают сдавать.
«Летидор» попросил психолога Алину Алексанянц рассказать родителям, как справиться со своими эмоциями и что действительно важно сделать, если беспокоят оценки школьника.
Апрель в самом разгаре, не за горами май. И, конечно, на детей градом сыпятся оценки, оценки, оценки… За четверть, а потом за год.
В наше время школьники чаще слышат от родителей: «Неважно, какие оценки ты получаешь, важны знания». Но детские четверки, тройки, а тем более двойки продолжают оставаться для взрослых красной тряпкой для быка. Как же пережить годовую аттестацию?
Оценка — сильный раздражитель для родителя. Она вызывает эмоции. Пять — прекрасно, радость, два — разочарование, недовольство.
Реагировать на оценки — значит, закреплять зависимость от них, повышать их важность.
Не реагировать — проявлять безразличие и пускать всё на самотёк. Оба варианта, как правило, родителей не устраивают. Что же делать?
Вернуться к знаниям, которые получает ребёнок.
Как только вы будете смотреть на знания, а не на оценки, ваше восприятие изменится. Каждая оценка будет хороша, потому что она показывает срез знаний, практических навыков (хотя нужно помнить, что и это относительно). Ребёнок может получить двойку вовсе не из-за того, что не выучил тему. В момент ответа он мог плохо себя чувствовать или переживать, например, из-за ссоры с другом или из-за ссоры между родителями. В конце концов, он мог устать и отвлечься. Как же родителям правильно реагировать на разные оценки?
Пять
— хорошая оценка, говорит о том, что ученик здорово разобрался в материале. Ему помощь, как правило, не нужна.
Четыре
— хорошая оценка, говорит о том, что ребёнок разобрался в материале, но что-то не понял или отвлекся на уроке. Здесь позиция родителя такова: «Если нужна помощь — я здесь».
Тройка
— хорошая оценка, говорит о том, что в этой теме нужно еще разбираться, материал не усвоен. Позиция родителя: «Какая нужна помощь?».
Двойка
— хорошая оценка, говорит о том, что эта тема пролетела мимо или у школьника есть сложности, которые связаны не только с учебой. Ваша реакция: «Я готов тебе помочь».
Когда родители начинают видеть что-то помимо оценок в дневнике, предметом разговора становятся сама учеба и знания, которые получает или не получает ребенок, поиск причин не усвоенных знаний и нахождение способов исправить положение.
Пусть школа не портит ваши отношения. Школьные годы заканчиваются, а отношения — на всю жизнь.
Читайте в другой нашей статье, как сделать так, чтобы ребёнок учился в школе с удовольствием .
Маленький ребенок воспринимает «5» или «4» не просто как отметку, а как оценку своей личности – хороший я или плохой. Недаром в некоторых педагогических системах отказываются от отметок совсем, чтобы не создавать лишних причин для . То, насколько адекватно ребенок сможет воспринимать оценки, зависит, по большей части, от семьи. Ведь иногда родители забывают, что важен не только результат, но и участие, а учеба – это процесс получения не столько оценок, сколько знаний.
Кроме того, отметки – это всегда субъективно: на результате может сказаться волнение или отношение учителя. Но зачастую на восприятие оценок ребенком влияет именно отношение к ним родителей, а последних, в свою очередь, можно разделить на несколько типов.
Тревожные родители.
Чаще всего из-за оценок переживают тревожные родители: для них – показатель успешности их ребенка, а, следовательно, это и их оценка как эффективного или неэффективного родителя: иными словами, как их вклад в ребенка оценил социум. «Для таких мам и пап плохая отметка катастрофизируется – если у него «2», значит, я – плохой родитель», – поясняет Анна Фатеева, детский психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям.
Авторитарные родители.
Не менее тяжело ситуацию с оценками переживают дети требовательных, контролирующих, критикующих родителей. Часто такие заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями. Ребенок начинает бояться оценок, особенно если он уже встречался с наказанием – физическим или эмоциональным.
Нарциссические родители.
Бывает и так, что родителям важно предоставить результаты ребенка на суд общественности: гордиться, хвалиться, хвастаться и тогда родители – явно или нет – транслируют ребенку: «Ели ты не успешен – ты не оправдываешь наших ожиданий, ты нам такой не нужен». Здесь мы имеем дело с ситуацией отвержения, которая, соответственно, приведет к чрезмерному и панике перед демонстрацией родителям дневника.
Жалостливые родители.
Некоторые чрезмерно заботливые мамы склонны и готовы в любой момент облегчить его страдания. С ними дети быстро понимают: если поплакать после того, как получишь двойку, тебя не только не будут ругать, но даже погладят по голове, пожалеют и купят шоколадку. Теперь кроха пользуется этим способом каждый раз просто для того, чтобы перестраховаться.
Источником проблемы может быть не только семья, но и обстановка в школе: чрезмерно строгий учитель или конкурентная среда в классе также могут спровоцировать гипертрофированную реакцию на оценки. В этом случае ребенок начинает бояться, что одноклассники не примут его из-за плохой успеваемости.
Дарья Дмитриева
психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям
Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?
Когда ребенок только , его страх перед отметками почти наверняка связан с тем, что он не знает, какой реакции ждать от родителей, и поэтому испытывает тревогу. Если это уже не маленький ребенок и негативная реакция на оценки стала систематической, значит, ситуация требует внимания.
«Постарайтесь понять, почему ребенок так сильно переживает из-за оценок, – советует психолог Дарья Дмитриева. – Боится, что мама будет ругаться? Ему стыдно? Ему кажется, что он глупый? Над ним смеялись ребята? Учительница оскорбила его? В каждом индивидуальном случае подход к проблеме будет разным».
Тем не менее, можно постараться дать какие-то общие рекомендации.
1. С первого класса научите ребенка правильно относиться к учебе.
«Мне приятно, когда ты получаешь «5», но и другие отметки – не конец света». Не стоит говорить: «Ах, ты четверку получил? Ты что, глупый? Вот я в твои годы…» Ребенку стоит сказать, что «4» не сообщает ничего плохого о его личности, характере, и т.п. Это лишь один из инструментов измерения знаний.
2. Объясните ребенку, что он имеет право на ошибку.
Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может , или виной тому пропуски по болезни. Малышей важно поддерживать, чтобы они не боялись сказать: «Я не понимаю, объясни».
3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые учатся лучше.
Это как минимум неконструктивно. Если хотите, сравнивайте сегодняшние результаты с успехами вашего же ребенка вчера: «Смотри, ты научился писать это слово без ошибок», «Смотри, ты уже лучше пишешь сочинения».
Маленький ребенок воспринимает «5» или «4» не просто как отметку, а как оценку своей личности – хороший я или плохой. Недаром в некоторых педагогических системах отказываются от отметок совсем, чтобы не создавать лишних причин для . То, насколько адекватно ребенок сможет воспринимать оценки, зависит, по большей части, от семьи. Ведь иногда родители забывают, что важен не только результат, но и участие, а учеба – это процесс получения не столько оценок, сколько знаний.
Кроме того, отметки – это всегда субъективно: на результате может сказаться волнение или отношение учителя. Но зачастую на восприятие оценок ребенком влияет именно отношение к ним родителей, а последних, в свою очередь, можно разделить на несколько типов.
Тревожные родители.
Чаще всего из-за оценок переживают тревожные родители: для них – показатель успешности их ребенка, а, следовательно, это и их оценка как эффективного или неэффективного родителя: иными словами, как их вклад в ребенка оценил социум. «Для таких мам и пап плохая отметка катастрофизируется – если у него «2», значит, я – плохой родитель», – поясняет Анна Фатеева, детский психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям.
Авторитарные родители.
Не менее тяжело ситуацию с оценками переживают дети требовательных, контролирующих, критикующих родителей. Часто такие заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями. Ребенок начинает бояться оценок, особенно если он уже встречался с наказанием – физическим или эмоциональным.
Нарциссические родители.
Бывает и так, что родителям важно предоставить результаты ребенка на суд общественности: гордиться, хвалиться, хвастаться и тогда родители – явно или нет – транслируют ребенку: «Ели ты не успешен – ты не оправдываешь наших ожиданий, ты нам такой не нужен». Здесь мы имеем дело с ситуацией отвержения, которая, соответственно, приведет к чрезмерному и панике перед демонстрацией родителям дневника.
Жалостливые родители.
Некоторые чрезмерно заботливые мамы склонны и готовы в любой момент облегчить его страдания. С ними дети быстро понимают: если поплакать после того, как получишь двойку, тебя не только не будут ругать, но даже погладят по голове, пожалеют и купят шоколадку. Теперь кроха пользуется этим способом каждый раз просто для того, чтобы перестраховаться.
Источником проблемы может быть не только семья, но и обстановка в школе: чрезмерно строгий учитель или конкурентная среда в классе также могут спровоцировать гипертрофированную реакцию на оценки. В этом случае ребенок начинает бояться, что одноклассники не примут его из-за плохой успеваемости.
Дарья Дмитриева
психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям
Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?
Когда ребенок только , его страх перед отметками почти наверняка связан с тем, что он не знает, какой реакции ждать от родителей, и поэтому испытывает тревогу. Если это уже не маленький ребенок и негативная реакция на оценки стала систематической, значит, ситуация требует внимания.
«Постарайтесь понять, почему ребенок так сильно переживает из-за оценок, – советует психолог Дарья Дмитриева. – Боится, что мама будет ругаться? Ему стыдно? Ему кажется, что он глупый? Над ним смеялись ребята? Учительница оскорбила его? В каждом индивидуальном случае подход к проблеме будет разным».
Тем не менее, можно постараться дать какие-то общие рекомендации.
1. С первого класса научите ребенка правильно относиться к учебе.
«Мне приятно, когда ты получаешь «5», но и другие отметки – не конец света». Не стоит говорить: «Ах, ты четверку получил? Ты что, глупый? Вот я в твои годы…» Ребенку стоит сказать, что «4» не сообщает ничего плохого о его личности, характере, и т.п. Это лишь один из инструментов измерения знаний.
2. Объясните ребенку, что он имеет право на ошибку.
Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может , или виной тому пропуски по болезни. Малышей важно поддерживать, чтобы они не боялись сказать: «Я не понимаю, объясни».
3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые учатся лучше.
Это как минимум неконструктивно. Если хотите, сравнивайте сегодняшние результаты с успехами вашего же ребенка вчера: «Смотри, ты научился писать это слово без ошибок», «Смотри, ты уже лучше пишешь сочинения».
Как бы ни было тяжело, больно, обидно, неприятно, страшно в любой ситуации следует на минутку остановиться, успокоиться, посмотреть на проблему со стороны. Возможно, то, что минуту назад выводило из равновесия, сейчас окажется решаемо.
Постоянно переживать о насущных проблемах нельзя — это загоняет человека в рамки депрессии, отчаяния. Одно дело — нервничать по пустякам, совсем другое — волноваться о жизни, здоровье, жилье, близких.
Раздражаться и злиться по любому поводу категорически запрещено, ведь срывы и агрессия не помогут в решении проблемы. Лучше решать вопрос с холодным умом и твердой рукой.
Не каждый может похвастаться уравновешенным характером, потому на помощь придет подборка психологических приемов и несколько методик аутотренинга, которые помогут стать спокойным и быстро найти выход из сложившейся ситуации.
Человек, имеющий большой жизненный опыт, знает, как перестать нервничать в стрессовых ситуациях.
Есть разные способы отпустить ситуацию:
- разговор по душам;
- общение с домашними животными;
- сон и отдых;
- медитация;
- ванна с маслами или контрастный душ;
- вкусная любимая еда, кофе с шоколадкой;
- изменение привычного окружения: прогулка в парке, пробежка по лесу, поход на выставку;
- занятие любимым делом: вышивка, рисование, рукоделие.
Смена обстановки, занятие приятным делом поможет снять нервное напряжение.
Чтобы укрепить нервную систему, добавьте в свою жизнь йогу, медитацию, чтение художественной литературы, прослушивание классической музыки, развитие в себе индивидуальности. Уверенному в себе, развитому духовно и морально человеку проще преодолеть стресс. Такой человек не станет накручивать себя в рядовой жизненной ситуации, для решения которой хватит всего лишь опыта и мудрости.
Стресс может возникнуть в разных ситуациях:
- перед выступлением. Волнение понятно, ведь нужно донести информацию, заинтересовать слушателя, быть готовым к вопросам или изменению темы выступления. Для решения вопроса нужно именно это — хорошо подготовиться, изучить тему, иметь ухоженный вид, чтобы с первого взгляда производить на аудиторию впечатление уверенного в себе человека;
- за рулем машины. Новичку нужно успокоиться и понять, что опыт приходит с годами, а каждая поездка за рулем приносит новые знания, которые важны для покорения новых жизненных дорог;
- в онлайн-играх. Поймите, что без игры жизнь не остановится. Реальный мир не зависит от выигрыша или проигрыша. Это поможет справиться с неудачным игровым днем;
- перед свиданием. На самом деле, переживания по этому поводу беспочвенны и по-детски наивны. Раз вас пригласили на свидание, значит, вы нравитесь таким, какой вы есть сейчас, поэтому, не стоит сильно переживать, что вы кому-то не понравитесь;
- перед родами. Сложно убрать волнение при приближении сроков рождения малыша, но именно здесь будущая мама должна проявить свою силу духа, помочь своему малышу родиться на свет;
- из-за мужа или любимого мужчины. Женщина не должна терпеть обиды и унижения. Вместо слез, стресса и срывов лучше попробовать изменить жизнь, отношение к самой себе, своим привычкам, вкусам;
- из-за девушки или парня. Если вы дороги друг другу, нужно немного остыть, поговорить. Возможно, будет найден компромисс, и отношения перейдут на новый уровень;
- перед операцией. Когда опасения страшны, но без операции не выжить, остается искать хороших врачей и бороться за свою жизнь;
- из-за кредита. Важнее здоровья нет ничего. Поэтому волнения о сумме долга, покажутся незначительными по сравнению с ценой человеческой жизни;
- из-за соседской музыки. Не начинайте избивать батареи сразу после первых нот за стеной. Попробуйте донести до соседей, что громкая музыка доставляет вам дискомфорт. Возможно, они сразу вас поймут и прислушаются.
Многие не знают, как перестать нервничать на работе, и доводят себя до срывов или депрессии.
Чтобы не прослыть скандалисткой или скандалистом, нужно прекратить потакать своей дурной привычке решать проблемы голосом. Очевидно, если не начать работать над собой, коллектив может отвернуться от «нервного элемента общества». Тогда решать проблемы, делиться новостями и общаться будет просто не с кем.
На новой работе человеку дается шанс проявить свои лучшие качества с учетом жизненного опыта, знаний. Поэтому не стоит бояться новой работы, надевать на себя маску «Незнайки» или «Новичка». Чтобы избавить себя от стрессов и волнений, нужно смело идти по жизни.
Студенты со стажем знают, как перестать нервничать перед экзаменом — нужно написать парочку шпаргалок. Даже если на экзамене не удастся ими воспользоваться, в памяти останутся основные моменты. Потом, каждому студенту известно правило, что повторенье — мать ученья! В ночь перед экзаменом пролистайте записи, а утром смело идите на защиту своих знаний.
Беспокоиться и нервничать до слез перед экзаменом нельзя — пожалейте свое сердце.
Если впереди вас ждет экзамен по вождению, стоит разделить вопросы планомерно, на каждый день. Систематичность, четкость и порядок придадут уверенности в себе, а это гарантирует 80% успеха.
Самочувствие женщины при беременности иногда не радует. Но волноваться по этому поводу не стоит, ведь токсикозы, изменение гемоглобина в крови, изжога, недомогание для беременной женщины являются довольно частным явлением.
Во время беременности женщине нужно больше положительных эмоций, хорошее дружеское окружение близких и любимых людей, надежный опытный врач-гинеколог, а еще вера в себя.
Как бизнесмен соотносит оценки детей и возможный путь жизненного развития
Увидев, что ребенок принес низкую оценку, Алекс объясняет ему: «Так, как ты сейчас учишься, — это тянет на низкооплачиваемого специалиста или на основателя бизнеса». Неудивительно, ведь чтобы стать хорошим высокооплачиваемым специалистом, например врачом или юристом, нужно хорошо учиться. Оценивая протестный характер ребенка, бизнесмен отмечает, что его ребенок не «тянет» даже на менеджера — специалисты этого класса должны уметь хорошо работать в команде, в рамках определенных правил, установленных компанией.
Назначить лидера и выбрать платформу: как создать виртуальный книжный клуб
Оптимистичное начало: компания Spyker возвращается благодаря новым партнерам
Новые торговые правила могут вызвать текстильный бум в Европе
Алекс Яновский поделился, что его старший сын, который регулярно получает неудовлетворительные оценки, уверен: у него будет свой бизнес, но, по словам бизнесмена, пока не предпринимает никаких шагов к его созданию.
Должен ли сын Алекса Яновского заработать деньги на создание собственного бизнеса? Бизнесмен не видит ничего плохого в том, чтобы предоставить ребенку стартовый капитал. В пример он приводит жизненный опыт Дональда Трампа, который когда-то получил миллион долларов на развитие от своего отца и, разумеется, приумножил его (и приумножает по сегодняшний день).
Гид The VillageКак относиться к плохим оценкам и делать уроки без стресса
Накануне нового учебного года в издательстве «Бомбора» вышла книга психолога, блогера и «ленивой мамы» Анны Быковой «Школьники». В ней Анна рассказывает о том, как выбрать школу, как делать домашнее задание без стресса и как понять, что в общении с учителями или одноклассниками что-то пошло не так. The Village публикует отрывок, в котором говорится об отношении к школьным оценкам.
Оценки — это важно?
Так все-таки, школьные оценки — это важно или не важно? Правда ли, что троечники лучше устраиваются в жизни? Для ответа на этот вопрос прежде всего нужно определиться с критерием «устроенности». Если брать за критерий материальную обеспеченность, то школьные оценки не имеют с этим фактором прямой зависимости. Иными словами, среди людей, чей уровень дохода выше среднего, есть и те, кто был в школе отличником, и те, кто был троечником. Золотая медаль и красный диплом не являются гарантом финансовой обеспеченности. Интернет пестрит примерами богатых и знаменитых, которые в свое время оставались на второй год или вовсе были исключены из школы. Но другое предположение тоже неверно: тройки в аттестате не гарантируют хорошего материального дохода в будущем.
Если брать за критерий «устроенности» субъективный уровень удовлетворенности своей жизнью, то и здесь нет зависимости от школьных оценок. Впрочем, не зависит удовлетворенность и от денег, и от числа поклонников. Богатые тоже плачут, а знаменитые могут чувствовать себя одинокими.
Да, это было бы очень удобно — иметь возможность просчитать будущее счастье ребенка, найти для него математическое выражение с несколькими параметрами и следить, чтобы ребенок в процессе своего взросления не выбивался за рамки допустимых значений этих параметров. Это существенно снижает родительскую тревогу. Это дает иллюзию контроля будущей жизни. «Вот я сейчас вытяну ребенка на нужное значение параметров А, В, С, и это будет гарантом его счастья в будущем».
Порой я встречаю родителей, которые искренне считают, что нашли это выражение. Учеба в школе служит в нем одним из параметров. Границы параметра определены как «4–5» или еще строже — «5». Хорошо, если ребенок в этот параметр вписывается. Если само «счастье» он с родителями понимает одинаково. Тогда ценностного конфликта с родителями не возникнет. А если нет? Тогда начинается непростая для обеих сторон борьба.
Почему детям не нужны «4» и «5»?
Почему родителям бывает так тяжело принять, что ребенок не стремится получать хорошие оценки? Потому что в этом случае нарастает родительская тревога относительно будущего ребенка. Но оценка не является маркером будущего счастья. Она даже адекватным маркером способностей не всегда выступает. Оценка — это то, насколько ребенок усвоил изучаемый в школе материал. И только. Не надо навешивать на нее дополнительных критериев.
Оценка не является показателем способности. Может быть так, что способности есть, но нет желания. Или способности ребенка не вписываются в рамки школьных предметов.
Оценка не является гарантом успехов в будущем. Социальный интеллект или эмоциональный в школе не оцениваются, но могут помочь человеку сделать карьеру.
Оценка не является показателем того, насколько ребенок продвинулся в своем развитии. При выставлении оценки результат ребенка сравнивается с некой стандартной нормой, а не с предыдущими достижениями ребенка. Может быть так, что личные достижения есть, но вот оценка осталась та же самая.
Оценка не является показателем того, насколько ребенок ответственен. Ребенок может быть чрезвычайно ответственен в другой сфере, где у него есть непосредственный интерес. Могу привести пример из взрослой жизни, когда чрезвычайно ответственный менеджер среднего звена забывает купить домой пакет молока и выслушивает от супруги упреки в безответственности. Да, он забыл про молоко, потому что напряженно и ответственно думал о запуске нового проекта.
Плохие оценки в учебе — это не «ужас-ужас, ребенок туп, ленив, безответственен, никогда не сможет устроиться на нормальную работу». Плохие оценки — это ребенок почему-то не может или не хочет делать то, что требуют в школе. И все. Не надо вешать никаких ярлыков. Не надо выводить оценку личности на основе оценок в дневнике. Во взрослом мире считается бестактным вопрос «Сколько ты зарабатываешь?». Однако почему-то считается нормальным спрашивать у школьника: «Как ты учишься? Как четверть закончил?» Я не считаю, что ребенок должен перед всеми бабушками, дедушками, тетями, дядями, мамиными подругами, приятелями отца, зашедшими в гости, отчитываться, сколько у него в дневнике троек, четверок и пятерок. Разрешите ребенку не отвечать на этот вопрос. Научите его словесным формулировкам, позволяющим уклониться от темы, отшутиться. Сами тоже отшучивайтесь, если, рассказывая об оценках ребенка, чувствуете себя неловко. Вы ведь ни перед кем не обязаны отчитываться.
Какие эмоции вызывают плохие оценки? И что с ними делать?
Когда ребенок приносит домой плохую оценку, у родителей могут возникать разные эмоции.
Жалость к ребенку. «Он так старался, но что-то не получилось. Теперь он переживает».
Жалость к себе. «Я столько усилий трачу, чтоб он учился, и такой результат».
Зависть к другим. «У всех знакомых дети отличники, и только мой…»
Чувство вины. «Я плохая мать. Я что-то упустила».
Гнев на ребенка. «Бездельник! Разгильдяй! Вообще не занимается!»
Гнев на другого взрослого (второй родитель, репетитор, учитель). «Неужели нельзя объяснить так, чтобы до ребенка дошло!»
Страх за будущее. «Как же он дальше будет жить, если будет так учиться?»
Стыд. «Что обо мне подумают?»
В норме эмоция должна быстро проходить, не оставляя сокрушительных последствий. Но бывают сокрушительные последствия в прямом смысле этого слова. Одна моя клиентка пришла на консультацию после того, как разбила молотком монитор компьютера, увидев в дневнике сына три двойки. И это еще не самые плохие последствия. Хуже, когда от физических действий страдает не предмет, а человек. Застревание в негативной эмоции чревато. Эмоции блокируют конструктивные мысли. Даже жалость к ребенку может залить настолько, что родитель окажется не в состоянии помочь ребенку, поддержать его. Между тем все сильные эмоции в основе своей имеют некое ограничивающее убеждение.
Например, такое:
«Хорошие дети получают только хорошие оценки».
«У хороших родителей дети получают хорошие оценки».
«Хорошие оценки — основа хорошей жизни».
Если убеждение соответствует реальности, то есть ребенок приносит хорошие оценки, то можно оставить себе это убеждение. (Главное, не лезть с ним к другим людям, в чужую жизнь.) Но если убеждение не соответствует жизненным реалиям, то становится сложно сохранять спокойствие, сложно избегать разочарования. И здесь есть два пути. Первый — попробовать подогнать жизненные реалии под свои убеждения. Второй — изменить свои убеждения под жизненные реалии.
Если вы уже пытались ребенка мотивировать, стимулировать, заниматься с ним, доучивать с помощью репетиторов, но оценки по-прежнему не радуют, для сохранения спокойствия имеет смысл свернуть на второй путь и проработать свое убеждение, превратив его в следующее: «У меня хороший ребенок. Хороший, даже когда получает плохие оценки. Я знаю его сильные стороны. Я знаю, что есть вещи, которые у него получаются наилучшим образом. Я уверена, что это поможет ему найти свой рецепт счастливой жизни в будущем. А я хороший родитель, потому что верю в своего ребенка».
Обложка: «Бомбора»
Как реагировать на оценки ребенка в школе?
Отметка — вещь нужная. Для учеников отметки — своего рода ориентир для самооценки и обратная связь с учителем. Для педагогов — возможность систематизировать представление о каждом ученике, отслеживать динамику развития и обучения. Вот только не стоит по шкале отметок определять, кто глупый, а кто умный, кто хороший, а кто плохой, переносить на жизнь и мерить ею человеческие отношения.
Плохие оценки ребенка в школе — казнить?
Постарайтесь с самого начала не подходить к оценкам своего школьника слишком критично. Даже если баллы оставляют желать лучшего, не драматизируйте ситуацию, не начинайте сразу ругать. Постарайтесь не кричать на ребенка, после такой реакции ему вряд ли захочется вообще что-то делать, хоть за оценки, хоть без них. Или боясь наказания, ребенок может скрыть от вас факт получения неудовлетворительной отметки. А что он может скрыть от вас в будущем? Если вы не хотите полностью потерять его доверие, то не ругайте ребенка, когда в следующий раз он получит «двойку». Возьмите себя в руки, успокойте ребенка и просто скажите что-нибудь напутственное и ободряющее, ведь ребенок и так расстроен.
Для ребенка важно, как родители будут воспринимать его школьные отметки — ведь он подсознательно переносит их реакцию на отметки, как одобрение или неодобрение его самого. Разумеется, родители должны интересоваться оценками своих детей, какой бы ни была успеваемость, но они не должны связывать оценки ребенка в школе с личностью самого ребенка. Вы можете быть недовольны оценками, как результатом его работы, но он сам должен понимать, что Вы любите и принимаете его, несмотря ни на что.
Научите ребенка не так остро реагировать на плохие отметки. Расскажите, как Вы, будучи школьником, забыли дома дневник или как перепутали от волнения задание. Дайте ему понять, что готовы ему помочь преодолеть и справиться
Если Ваш ребенок уже взрослый, не надо его постоянно контролировать. Есть причины, по которым ребенок может забросить учебу, например: первая любовь, новые увлечения или появления хобби. Поэтому лучше время от времени просто проверять его домашние задания и оценки, чем потом обвинять подростка в безответственности.
А вот обучение в ВУЗе – время, когда Ваш контроль и интерес к оценка должен свестись к минимуму. Взросление предполагает самостоятельность во всем. Например, в том, чтобы сделать ошибки и самому их исправить.
Хорошие оценки ребенка в школе: хвалить?
В школу ходят за знаниями. Оценки, хотя и являются их отражением, не могут быть ценностью сами по себе. Донесите эту мысль до ребенка обязательно! Иначе у него может развиться оценочный невроз – когда не только настроение, но и самочувствие отличника портится из-за случайной четверки: ребенок начинает буквально выпрашивать высокие баллы и ведет себя неадекватно (плачет, убегает, замыкается), если получает низкие.
Не нужно чересчур расхваливать ребенка за хорошие оценки, так как, реакция может быть непредсказуемой. Слишком частые похвалы быстро перестают быть стимулом роста. Либо, убедившись в собственной исключительности и гениальности, он перестанет учиться вообще, либо, наоборот, стремясь постоянно получать Ваше одобрение и страшась его потерять, попадет в зависимость от оценок.
В любом случае, хорошие ли оценки ребенка в школе или плохие, не допускайте некорректных замечаний (как отрицательных, так и положительных) в адрес Вашего ребенка. Разделяйте личность и действия. Личность своего ребенка Вы любите и уважаете, его действиями Вы можете быть довольны или недовольны. И в том и в другом случае, лучше просто немного подбодрить своего ученика в его начинаниях и стремлениях стать лучше себя вчерашнего.
Подумайте о том, что школьные оценки мало влияют на будущее человека. На будущее ребенка больше влияет личность родителей, их реакция на его оценки в школе, их отношение к нему самому.
Но нередко у школьников появляется нежелание учиться, они прогуливают школу, получают неудовлетворительные оценки, не хотят и не интересуются своими школьными успехами, им безразличен учебный процесс как таковой. Такое поведение характерно для школьников любого возраста, и нежелание учиться со временем может только усилиться. Это может быть вызвано различными факторами, например чрезмерной эмоциональной и физической нагрузкой, конфликтами в школе или в семье, бесконтрольностью родителей и др.Если родителям удастся выяснить, почему ребёнок не хочет учиться, на 50% проблема уже решена. Дальнейшая судьба школьника будет во многом зависеть от родителей, их правильной, адекватной реакции на сложившуюся ситуацию. Ругань, скандалы, истерики, наказания вплоть до ремня никогда не являлись удачным решением проблемы.
Если родители не в состоянии самостоятельно справиться с проблемой, всегда можно обратиться за помощью к психологу, который поможет разобраться в возможных причинах низкой учебной мотивации ребенка и даст правильные рекомендации.
Понять ребенка и помочь ему преодолеть имеющиеся трудности — вот основная задача родителей школьника, у которого не всё ладится с учёбой. Пусть школа не портит ваши отношения. Школьные годы заканчиваются, а отношения — на всю жизнь.
Педагог-психолог
Филимонова Мария
Алгоритм выхода из состояния «неудачи»:
- Знакомство с объективной реальностью. Не стоит ограждать своего ребенка от ситуации и негативных переживаний – это приведет к тому, что в дальнейшей жизни он будет избегать моментов, где он может проиграть. Ребенок должен четко знать для себя: «Поражение – часть жизни, и то, что случилось – нормально!»;
- Ориентация на успех. Чтобы ребенку научиться справляться с неудачами, его нужно ориентировать на успех, а не на лучший результат. К примеру, школьника нужно стимулировать не на получение отличных оценок, а на стремление к знаниям. Ребенку необходимо дать понять, что успех – это результат определенных действий, а не то, что «падает свыше». Он должен понимать, что, если он будет трудиться и работать над собой, у него в конечном итоге все получится. Причем, ориентация на успех у ребенка должна происходить в соответствии с его приоритетами и интересами;
- Принятие себя. Ребенок должен быть другом самому себе – уметь себя успокоить в нужный момент, отнестись с долей сочувствия и понимания. Такое восприятие себя невозможно в малом возрасте — на это уходят годы, а развивать подобное отношение к себе ребенка должны, в первую очередь, родители;
- Поиск причины неудач. Если ребенок поймет, что его неудачи закономерны и имеют четкую зависимость от чего – то, ему станет намного легче, отношение к неудачам изменится, а его психика, в свою очередь, будет «идти» правильным путем разумных суждений и анализа;
- Правильная расстановка приоритетов. Мозг ребенка изначально плохо воспринимает неудачу, но, когда он успокоится и сможет воспринимать информацию адекватно, ему можно будет объяснить, что для него важно, а что – нет. Вполне вероятно, что то, в чем ребенок проиграл, стоит далеко не на первом месте в системе ценностей ребенка – тогда шанс на спокойствие возрастает;
- Восприятие неудач с улыбкой. Здесь многое зависит от родителей. Помните о том, что ваше состояние передается ребенку: если вы будите улыбаться в момент его поражения – он начнет чувствовать, что все не так плохо, и его восприятие изменится в лучшую сторону;
- Уверьте ребенка в безусловной любви. Этот момент очень важен, поскольку именно страх оказаться нелюбимым зачастую лежит в основе негативного восприятия ребенком своих неудач – ему кажется, что родители перестанут его любить! Вам необходимо развеять этот миф, и начать выражать свою любовь и уважение к нему в любой ситуации, когда малыш старался, вне зависимости от результата.
Advertisement
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
«Я никогда не ругал детей за оценки»
Алекс Яновский (именно об этом бизнесмене идет речь) сказал, что он никогда не ругал своих детей за плохие оценки, которые они приносили из школы. Более того, его вполне устраивает совершенно любая оценка, ведь она не имеет прямого отношения к будущему человека.
Но почему так? Неужели этот мужчина, будучи весьма успешным, не желает воспитывать в детях стремление к лучшему? Или дело в том, что не оценки определяют жизненный успех? На самом деле все иначе: просто с самого начала Алекс четко определил, что оценки, полученные за знания, — это лишь показатель того, кем человек может стать в жизни, по какому пути развития он сможет пойти в дальнейшем.
Беспилотная логистика: на Дальнем Востоке запустят первое воздушное такси
Планируйте стратегию монетизации с первого дня. Как быстро вырастить блог
Внешний вид и вкус: шеф-повар пересмотрел отношение к работе во время карантина